Дроссельный узел или дёргается Лачетти

Дроссельный узел Лачетти Ремонт Шевроле Лачетти

Виноват ли на самом деле дроссельный узел в том, что Лачетти дёргается? Рассмотрим эту интересную тему на конкретных примерах.

Ещё в прошлом году мы на нашем форуме в теме Дергается Лачетти на малых оборотах пытались доблестно решить проблему рывков и провалов при нажатии или отпускании педали газа.

По классике жанра мы, конечно же, добрались и до дроссельного узла. Если рассуждать логически, то дроссельный узел действительно является одним из главных подозреваемых в такой ситуации.

Пытались проверить целостность резистивного слоя ДПДЗ и совершить прочие диагностические шаманства над элементами данной системы.

В итоге, мы остановились на одном очень интересном моменте, о котором речь пойдёт чуть ниже, а для начала кратко разберём суть работы дроссельного узла.

Дроссельный узел состоит из нескольких основных систем:

  1. ДПДЗ – датчик положения дроссельной заслонки
  2. РХХ – регулятор холостого хода. Он в свою очередь состоит из привода РХХ (электрический двигатель) и датчика положения РХХ (реостат, наподобие, как и ДПДЗ)
  3. Выключатель холостого хода – обычный концевой контакт

Дроссельный узел Лачетти

Вот схема всего этого узла слева внизу

Схема дроссельного узла Шевроле Лачетти

Схема работы этого девайса довольно проста.

Когда двигатель работает на холостом ходу, то выключатель холостого хода замкнут и блок управления двигателем поддерживает необходимые обороты холостого хода путём воздействия на дроссельную заслонку через систему РХХ. То есть, заслонку в данный момент прикрывает и приоткрывает моторчик РХХ, позволяя поддерживать заданные обороты. По датчику положения РХХ, ЭБУ точно понимает в каком положении в данный момент находится регулятор холостого хода. Положение РХХ измеряется Шагами от 0 до 255. Чем больше шаги, тем на больший угол приоткрыта дроссельная заслонка.

При нажатии на педаль газа, контакт выключателя холостого хода размыкается и РХХ больше не управляет дроссельной заслонкой, а управление переходит к правой ноге водителя.

Водитель путём нажатия педали газа прикрывает и приоткрывает дроссельную заслонку, в зависимости от своих потребностей. ЭБУ в этот момент контролирует положение заслонки при помощи ДПДЗ.

При полном отпускании педали газа, контакты снова замыкаются и двигатель переходит в режим холостого хода, где заслонкой снова управляет ЭБУ при помощи РХХ.

Вот на этом видео можно заметить, как РХХ берёт управление дроссельной заслонкой “в свои руки”. При отпускании заслонки, она делает рывок

Так вот на что мы обратили внимание.

Есть некий момент, когда имеется “конфликт” между правой ногой водителя и РХХ – своеобразный переходной этап. Именно в этот момент по мнению большинства и происходят рывки.

Мы решили копнуть глубже и обнаружили ещё один интересный нюанс.

Как оказалось, контакт выключателя хх и ДПДЗ работают не синхронно, а с некоторым запаздыванием.

То есть, при плавном нажатии на педаль газа, заслонка начинает приоткрываться и показания ДПДЗ, естественно, также изменяются. Но выключатель хх размыкается не сразу, а с некоторой задержкой, что приводит к некоторой путанице в блоке управления двигателем.

Так как контакты хх замкнуты, то ЭБУ считает, что двигатель работает в режиме холостого хода и продолжает им управлять. Мы приоткрываем заслонку, естественно возрастают обороты и увеличивается положение ДЗ. ЭБУ видит, что обороты поднялись выше нормы и начинает их понижать. Вот на этом этапе и начинаются проблемы, как нам показалось.

Данное явление очень хорошо заметно на графиках диагностики. Положение ДЗ растёт, а контакт ещё замкнут.

Вот я подобрал несколько последовательных графиков. Смотрим внимательно

Положение ДЗ 4,7%, заслонка закрыта, давление в коллекторе 31 кПа

График работы выключателя хх Лачетти

Начинаем плавно нажимать педаль газа. Положение ДЗ уже 5,1%, давление 32, а заслонка до сих пор закрыта

График работы выключателя хх

Жмём дальше. Положение ДЗ уже 5,5%, давление в коллекторе 34 кПа, заслонка закрыта

Дергается из-за дроссельного узла Лачетти

Не беда. Жмём ещё! Положение ДЗ 5,9%, давление в коллекторе уже 36 кПа, а заслонка по мнению ЭБУ всё также закрыта…

Дергается из-за дроссельного узла Лачетти

Видно, что происходит? Положение ДЗ выросло почти на полтора процента, а концевик так и не разомкнулся. Зачем я вывел давление в коллекторе?

Затем, что по нему можно понять тяжело двигателю или нет. Увеличивающиеся давление говорит о том, что двигателю становится тяжелее. Что-то его душит и не даёт раскрутиться.

Только после размыкания выключателя хх, двигатель вздохнул полной грудью – упало давление и обороты очень резко возросли

Дергается Лачетти при нажатии на газ

Казалось, что совершена революция и причина непобедимых дёрганий найдена. Лачетти должна теперь снова стать лучшим автомобилем! :-)

Но в глубине души поселился маленький долбун, который постоянно меня долбал, что не может быть всё так просто. Этим дросселям уже несколько десятков лет и устанавливались такие конструкции не только на Лачетти, но и на многие другие авто. Может, конечно, они были лучшего качества и там нет такого разбега между выключателем хх и ДПДЗ…

Для начала было решено разобраться, каким образом ЭБУ не даёт расти оборотам и возможно появятся более веские доказательства рывков и дёрганий из-за этой проблемы.

Сначала была проверена теория РХХ. Типа ЭБУ, видя повышающиеся обороты, начинает при помощи РХХ их понижать. Поэтому именно в этот момент водитель чувствует толчок в педаль газа.

Но проведя анализ логов диагностики, пришлось прийти к выводу, что это скорее всего ошибочное мнение. Давайте посмотрим внимательно.

Положение ДЗ 5,1%, положение РХХ 46

ДПДЗ и РХХ

Нажимаем плавно на педаль газа. Положение ДЗ 5,5%, положение РХХ 48

ДПДЗ и РХХ Лачетти

Жмём ещё. ДЗ – 5,9%, РХХ – 52 шага.

Дёргается не из-за РХХ Лачетти

Как видим, ЭБУ не пытается уменьшать шаги, а наоборот увеличивает их, как и в стандартной ситуации при разгоне. Даже не смотря на то, что выключатель хх находится ещё в режиме холостого хода.

Остается только единственный метод воздействия на обороты – это угол опережения зажигания (УОЗ). Вот здесь картина более менее прояснилась, но вопросы всё равно остались. Давайте посмотрим внимательно.

Чтобы уменьшить обороты, ЭБУ должен уменьшать УОЗ

Регулировка оборотов при помощи УОЗ

Положение ДЗ растёт, а УОЗ уменьшается

Регулировка оборотов при помощи УОЗ Лачетти

Регулировка оборотов при помощи УОЗ Лачетти

Достигнув значения около 2.5, УОЗ уменьшаться перестал, даже не смотря на обороты больше 900.

Затем УОЗ подрос почти до 5, а выключатель хх всё ещё замкнут

Регулировка оборотов при помощи УОЗ Лачетти

Что мы имеем? Действительно видно, что ЭБУ при помощи УОЗ пытался вернуть  необходимые обороты холостого хода, но всё же не до конца. До воздействия на педаль газа УОЗ составлял 9,8, а перед размыканием выключателя хх опустился до 4,9. Из этого всего имеем один факт и несколько вопросов.

Факт – При таком развитии событий ЭБУ действительно уменьшает УОЗ, чтобы снизить обороты холостого хода. Следовательно, рывок теоретически может быть в этот момент.

Вопросы:

  1. Неужели из-за такой небольшой разницы УОЗ (9,8 и 4,9) могут получаться такие жёсткие дёргания?
  2. Нужно понимать, что педаль газа я нажимал очень и очень плавно. В реальных условиях педаль нажимается на много резче, поэтому это всё произойдёт мгновенно. Неужели эти доли миллисекунд могут повлиять на такие рывки?
  3. На инжекторных авто в момент резкого открытия ДЗ, УОЗ на первом этапе специально уменьшают, чтобы избежать детонации. Это связано с тем, что при открытии ДЗ воздух мгновенно попадает в двигатель, но ЭБУ ещё не успевает сделать всё как необходимо, потому что на реакцию датчиков, обработку ЭБУ и на срабатывание исполнительных механизмов (форсунки и т.п.) необходимо время. Поэтому в целях безопасности УОЗ немного уменьшают в этот момент, чтобы сберечь ресурс двигателя. Может, тогда и хорошо, что УОЗ немного снижается перед открытием заслонки?
  4. Если концевик заставить размыкаться раньше? Не получим ли мы ещё худшую ситуацию в виде невидимого врага – детонацию?
  5. Как тогда объяснить дёргания, которые происходят при сбросе газа?
  6. Почему дёргается только половина Лачетти, а остальные с такими же дроссельными узлами не страдают данным недугом?
  7. Если это дефект дроссельного узла, тогда почему авто не дергалось при выезде из автосалона сразу?
  8. Ставили новые дроссельные узлы. Всё равно дёргается. Менялись дроссельными узлами с автомобилями, которые не дёргаются. Ситуация не меняется. Почему?
  9. Мы провели более глобальный эксперимент и многие Лачеводы отключили электрическую часть дроссельного узла полностью, но авто продолжали также дёргаться. Почему?

Вот такой получается винегрет. Косяк в дроссельном узле как бы есть, но приводит ли он к таким серьёзным дёрганиям…?

Мнения и дополнения можно выразить, как всегда, в комментариях.

P.S. Китайцы предлагают купить новый дроссельный узел на Лачетти по вполне адекватной цене. Также у них в продаже имеются моторчики РХХ на Лачетти. Как добраться до моторчика РХХ, показано на этой странице.

Всем Мира и ровных дорог! ;-)

По теме:

Положение дроссельной заслонки: проверка и устранение неисправностей. Фото и видео

Как проверить ДПДЗ и РХХ Шевроле Лачетти 1.6 мультиметром и диагностикой

avataravataravataravataravataravatar
Поделиться с друзьями
Андрей

Более 15 лет занимаюсь автодиагностикой. И стараюсь делиться своим опытом на страницах этого сайта. Главная задача хорошего диагноста - выявить неисправность даже не заглядывая под капот и не откручивая ни одной гайки.

Оцените автора
Добавить комментарий

  1. Rjcn

    На каком двигателе эксперименты проводились? На первой фотке у тебя моторчик на 1.4 и 1.6? Там вроде регулятора (клапана РХХ) нет. Он ставится на дросель двигателя 1.8 (Т18SED)

  2. Андрей автор

    Да, на фото дроссельный узел двигателя 1.6. На нём эксперименты и проводились.
    Регулятор холостого хода есть на всех дросселях. Просто на 1.8 он стоит в отдельном байпасном канале, а на 1.4/1.6 он выполнен в виде электрического моторчика в самом дроссельном узле, который управляет дроссельной заслонкой и тем самым регулирует холостой ход.
    Но сути это не меняет.
    Более подробно про этот моторчик можно посмотреть здесь https://moylacetti.com/drosselnyj-uzel-lachetti-remont-rxx/

  3. Rjcn

    У меня двиг. 1.8 и тоже напрягают подергивания. С моторчиком в 1.4/1.6 вроде разбирались – там контакты стираются и поэтому появляется выдержка времени. А с клапаном на 1.8 нигде не найду информации.

  4. Андрей автор

    А что мешает купить новый РХХ? На 1.8 это не проблема вроде.
    А на 1.4/1.6 это, к сожалению, сделать сложнее, но вполне реально. Как я понял, разбирая моторчик, там проблема не в истирании контактов, а в изначально недоработанной конструкции щёток.

  5. Rjcn

    Да вот собираюсь его проверить, все никак руки не дойдут. Хотя если там периодически немного подклинивает “игла” навряд ли я это диагностирую.

  6. Rjcn

    Вот и замена данного регулятора не решила проблемы…((( Ребус вырисовывается совсем некрасивый…

  7. Дмитрий

    год назад пробовал смещать где-то на сантиметр ползунок реостата, то есть менял его рабочий диапазон, соответственно напряжение… поездил так около недели, дергания были не так ощутимы (может совпадение). потом вернул назад, т.к постоянно загоралась ошибка, что-то по поводу завышенного напряжения (уже точно не помню какая). может, можно было найти положение, чтобы и смещено, и ошибки не было, я больше не экспериментировал. но дергания уже просто достали, сейчас думаю сменить ДАД, о результатах отпишусь

  8. Дмитрий

    Дерганье допекло. купил новый рхх на Али. Первые ощущения положительные, на холостых работает ровно, не дергается на низких и при переключении скоростей. Надеюсь, его хватит не на 100 км пробега, старый, пожалуй, в багажнике повожу немного))

    avataravatar
  9. Дмитрий

    Не долго я радовался покупке… уже спорю с китайцем о возврате. Скажите пожалуйста, какой у этой детали номер? в оригинале 96447960? там их 3 фигурирует в интернете, китаец требует написать код оригинальной детали… старый дроссель поставил назад, не нахожу где прочитать, может где-то снизу… логотип деу вижу на нем, а цифры нет.

  10. Юрик

    Там их по моему 6 номеров есть. В разные года разные номера были одной и той же детали. А что не так с китайским дросселем?

    avatar
  11. Евгений

    Всем привет! Подвожу итог своей работы по борьбе против дёрганий на малых углах дросселя. Я проделал следующие действия:

    1) Пропаял все соединения 3-х масс из тех, что попались мне на глаза. Проверил кузовные массы. Поджал контакты у разъёмов дросселя и ЭБУ Обработал их спреем для контактов Liqui Moly, а также большинство разъёмов у других датчиков и механизмов. Заменил все вакуумные трубки. Убедился что клапан PCV рабочий. Стало лучше.

    2) Установил заднюю опору КПП от Логана/Мегана (Sasic 4001814) чтобы уменьшить амплитуду дёрганий. Стало ещё лучше.

    3) Купил у SVV и прошил калибровки GMTools_LITE_E2_NoEGR для своего блока 1BJI. Канал ЕГР у меня давно заглушен пластиной. Стало ещё лучше, в том числе ушли некоторые провалы в других диапазонах открытия дросселя. Управлять тягой стало приятнее. Но дёрганья ещё остались.

    4) Сделал “длинный газ” по методу Игоря Грака. Подробности тут: https://gra911.ru/kak-sdelat-gaz-dlinnee. Дополнительно увеличил провисание троса газа, т.е. сделал больше его свободный ход. Да, резкость нажатия уменьшилась, зато стало ещё плавнее управление оборотами. Педаль приходится прожимать поглубже, но быстро привык – для спокойной езды весьма годно. Игорь утверждает что это может экономить до 1 л топлива на 100 км. Я не проверял, т.к. БК отсутствует.

    5) Сначала вставил бобышку под рычаг дросселя по методу Игоря Грака. Подробности тут: https://gra911.ru/peredelyvaem-drosselnuju-zaslonku. Это ещё немного улучшило ситуацию с дёрганьями, но не до конца. Эта бобышка убирает небольшой зазор дроссельной заслонки на незаведённом моторе, так сделано с завода на случай неисправности электроники – чтобы был хоть какой-то холостой ход. Т.е. если отключить разъём дросселя, то движок без нажатия на газ не заведётся. Вот и у меня стала иногда появляться беда при запуске – дроссель встаёт в “ноль” и машину не завести пока не нажмёшь газ. Но это проблема где-то в моём дросселе, скорее всего в моторчике. Короче, бобышку убрал.

    6) Игорь Грак придумал новый способ победить нашу беду, называется “Жёсткий концевик”, аналог внешнему концевику ХХ на базе микрика. Подробности тут: https://gra911.ru/drosselnaja-zaslonka-zhjostkij-koncevik. Этот новый вариант я и внедрил у себя. Данная достаточно простая доработка призвана решить главную проблему, описанную в этой статье Андрея – когда плавно жмёшь на педаль газа, процент открытие дросселя до какого-то положения растёт, но контакт датчика ХХ ещё не разомкнут, а когда он вдруг размыкается, то ЭБУ сходит с ума, резко меняет УОЗ и мы получаем дёрганье. И наоборот, подобное случается при плавном отпускании педали.

    В общем, мне помогло. Я поставил проволочку примерно 0,5 мм, отпаял ненужный теперь контакт датчика ХХ, провёл отдельную массу на корпус дросселя – от одной из гаек крепления на впускном коллекторе к болту крепления трубки EGR, сбросил адаптации. Кстати, изолирующую пластиночку из пластика вокруг мощной пружины дросселя, как у Игоря, ставить не стал. Пока всё норм.

    Можно смело сказать, что проблема дёрганий на малых углах дросселя у меня наконец-то решена. Езжу так уже месяц, очень доволен, теперь толкаться в пробках или просто двигаться при плотном движении стало намного комфортнее.

    Очень благодарен советам Андрея и его коллеги Игоря Грака. :good:

    Прикладываю пару картинок с объяснением доработок на основе позаимствованных у Игоря скриншотов из его видосов.

    avatar
  12. Александр

    Доброго времени суток ) У меня проблема с ошибкой р0122 в следующем : двс запускается и работает при четырёхсот оборотах на ХХ ,нажимаю на педаль газ и он сразу глохнет и не может набрать обороты. Всё началось после капиталки двигла ,заменил поршни,кольца ,клапана.

  13. Евгений

    Александр, отключите разъём дросселя, должна ехать в аварийном режиме. А пока не отключили, запишите логи в Chevrolet Explorer, с момента запуска и как глохнет, и кидайте сюда. Добрые люди помогут разобраться.

  14. Алексей

    Добрый день, Андрей! Подскажите, имеем такую ситуацию, положение ДЗ на прогретом ДВС на холостых 2% у меня ( все подсосы устранены, трубки поменяны, прокладки впускного коллектора, дымогенератором несколько раз дул), адаптацию сбрасывал, все те же 2%. Но вопрос в другом, если в этот момент несколько раз нажать педаль тормоза на ХХ стоя, то угол падает до 0,8-1.6%, при отпускании педали или задерживании возвращается на 2%. Это норма или нет? Мучает меня этот вопрос)

  15. Андрей автор

    Алексей, приветствую! Это нормально. На простом языке так ЭБУ реагирует на небольшую потерю разрежения во впускном коллекторе, так как ВУТ забрал эту часть разрежения себе. Это примитивное объяснение, но, думаю, понятное.
    А вот, если положение ДЗ не возвращается на свои 2% при удержании педали тормоза, тогда это проблема

    avatar