Неисправности ДПКВ

Хитрая неисправность ДПКВ Компьютерная диагностика автомобиля

На этой странице я привёл хитрую неисправность ДПКВ и в очередной раз постарался показать, что система управления двигателем – это единый механизм, в котором выход из строя одного элемента может оказать влияние на совершенно другие части системы. Поэтому и неисправность ДПКВ может быть с совершенно разными симптомами.

Вообще, лечение автомобиля по симптомам – это неблагодарное дело, которое больше отнимает время, чем реально может решить проблему.

Это же касается и датчика положения коленчатого вала (ДПКВ).

Изо дня в день люди штурмуют поисковые системы с вопросами – Неисправности ДПКВ, Признаки неисправности ДПКВ и т.п.

И в основном все сайты дают одни и те же ответы:

  • двигатель не запускается
  • перебои в работе двигателя
  • детонация и прочее

К слову, все эти симптомы можно применить к большей части элементов системы управления двигателем. Даже убеждение, что без ДПКВ двигатель не запустится – является неверным. На двигателях с датчиком положения распредвала (ДПРВ), система управления двигателем может работать и без ДПКВ.

Поэтому даже отключение ДПКВ не приведет к тому, что двигатель не запустится.

Именно этот момент и играет с автовладельцами злую шутку. Ведь добрая их часть убеждены, что если двигатель запустился, то значит у ДПКВ нет неисправностей. А причина, например, плавающих оборотов, кроется в чем-то другом.

Принцип работы ДПКВ подробно рассматривать не будем, чтобы не тратить время. Отметим лишь то, что ДПКВ служит для синхронизации процессов в двигателе.

На коленвале имеется задающий зубчатый диск. Зубья на этом диске равномерно расположены по всей окружности, но в одном месте несколько зубьев удалено. При прохождении каждого зуба мимо ДПКВ, датчик вырабатывает импульс. Вот так это выглядит на осциллограмме, снятой с ДПКВ двигателя F16D3

Осциллограмма ДПКВ

Сигнал имеет форму синусоиды. А там, где зубья отсутствуют, сигнал немного изменяется, как видно на скриншоте.

Благодаря сигналу этого датчика, блок управления двигателем знает реальное положение коленвала в данный момент времени, а также видит, что двигатель начал вращение и начинает управлять двигателем. В общем, всё просто и совершенно не подумаешь, что ДПКВ может влиять, например, на самопроизвольное повышение или понижение оборотов.

Но такое может вполне реально произойти. Вот реальный пример.

Имеем автомобиль Шевроле Лачетти 1.6 с двигателем F16D3. Жалобы выглядят следующим образом:

  • двигатель периодически становится “вялым” и медленно набирает обороты с низов
  • обороты двигателя периодически живут своей жизнью. Если даже не трогать педаль газа, то обороты постепенно поднимаются с холостых до 1500-1700. Если кратковременно нажать немного на педаль газа и снова отпустить, то обороты снижаются до положенных 800 на холостом ходу, но через некоторое время снова начинают возрастать.

Проводим диагностику и снимаем логи.

Графики диагностики на экране подтверждают всё, что мы видим глазами.

Хитрая неисправность ДПКВ

Как видим – дроссельная заслонка закрыта. А вот регулятор холостого хода (РХХ) ведет себя странным образом – постепенно открывается до максимума, повышая обороты двигателя.

Если кратковременно нажать на педаль газа, то РХХ резко закрывается до необходимого положения, но потом снова плавно открывается

Неисправности ДПКВ

Что это такое? Неисправность РХХ? ДПДЗ? Что-то с дроссельным узлом? Или ещё что-то?

Проверка сопротивлений в цепи РХХ проблем не выявила. Но почему же ЭБУ так манипулирует регулятором холостого хода? Или может сам ЭБУ неисправен?

Но затем мы решили снять логи от момента запуска двигателя и до прогрева, чтобы попытаться понять хоть какой-то алгоритм такого странного поведения.

Но долго ждать не пришлось. При анализе логов я сразу обратил внимание на запуск двигателя.

Вот, смотрим внимательно

Что будет, если не работает ДПКВ

Напряжение упало – это работает стартер и вращает двигатель. Абсолютное давление снизилось – значит двигатель начал вращение. Но посмотрите по линии сетки, что обороты двигателя в этот момент равны нулю и возрастают лишь через пару секунд.

Это означает, что ЭБУ не видит, что двигатель начал вращение! То есть, ДПКВ в этот момент не вырабатывает сигнал. Другими словами, он попросту не работает!

Только спустя время по косвенным признакам ЭБУ начинает понимать, что идет запуск двигателя и переходит на управление по ДПРВ и мотор запускается.

Вот для наглядности можно посмотреть, как проходит запуск с исправным ДПКВ

Исправный ДПКВ

Казалось бы, что проблема решена, но на самом деле проблем только прибавилось. К странному поведению оборотов прибавилась ещё и неисправность ДПКВ. Никто не мог увязать одно с другим, а после проверки проводки на ДПКВ и замены самого датчика, в мой довод, что ДПКВ неисправен, вообще, перестал кто-либо верить…

Действительно, измерение сопротивления проводов от ЭБУ к ДПКВ не вызвало вопросов. И замена самого датчика проблему со странным поведением двигателя не решила.

Всё больше мнений склонялись к тому, что неисправен каскад управления регулятором холостого хода в самом ЭБУ. Но лично мне не давал покоя тот самый странный запуск двигателя и почему ЭБУ не видит оборотов двигателя при этом. Да и продолжительный запуск также указывает не неисправность ДПКВ.

Также был ещё один момент. Связан он с процедурой обучения ДПКВ на моторах 1.8. Кто хоть раз проводил эту процедуру, тот знает, как ЭБУ играет оборотами двигателя при этом.

Может быть и в этом случае всё-таки что-то с ДПКВ? Временами пропадает контакт с ДПКВ и ЭБУ пытается что-то предпринять, чтобы выйти из положения?

В общем, было решено перепроверить досконально проводку ещё раз. Но уже с полной разборкой разъёма ЭБУ и визуальным контролем состояния контактов

Разъем ЭБУ

Контакты колодки ЭБУ Сириус

В общем, ларчик просто открывался. Контакт на ДПКВ был сильно разогнут. Такое бывает, когда в контакты лезут толстыми щупами от измерительных приборов и прочих физических воздействий. А окисление ещё больше усугубляло ситуацию. Поэтому при “прозвонке” проводов всё было исправным, а нарушение контакта было между разъемом и самим ЭБУ.

После восстановления нормальной работы ДПКВ, обороты пришли в норму и больше проблем не доставляли.

Вот так можно было и дроссельный узел поменять, и даже ЭБУ. А подвисание и странное поведение оборотов оказалось следствием неисправной цепи ДПКВ…

Так что подвисание оборотов также можно отнести к неисправностям ДПКВ. И много ещё чего может к этому относиться. Даже то, о чём не можешь и предполагать.

Поэтому только омметр, вольтметр, сканер, осциллограф и другие диагностические инструменты помогут найти настоящего виновника проблемы, а отталкивание лишь от симптомов неисправностей того или иного датчика, может долго водить за нос автомобилиста. А решение может быть совсем рядом и порой оно совершенно не подходит ни под один “симптом”.

Такая она – диагностика. Непредсказуемая.

На этом сказ окончен.

Всем Мира и ровных дорог ;-)

avataravataravataravataravataravataravataravataravatar
Поделиться с друзьями
Андрей

Более 15 лет занимаюсь автодиагностикой. И стараюсь делиться своим опытом на страницах этого сайта. Главная задача хорошего диагноста - выявить неисправность даже не заглядывая под капот и не откручивая ни одной гайки.

Оцените автора
Добавить комментарий

  1. Денис

    ООО,знакомая тема , помню на ваз 21103так же воевал , только с модулем .два дня ушло на поиск ,это был полный треш .ни осциллограф толком ,ни диагностика не давала внятного .
    А машина могла спокойно ехать ,и резко от малейшего прдергунчика или кочки микро ,взять и просто заглохнуть ,либо отклучало два целиндра ,так как модуль общий .причем , могла отключить то одну группу целиндров ,то другую,и при этом ,так же возвращала работу на место .так же и заглохнуть могла ,а после спокойно завестись и как не в чем не бывало .по диагностике смотришь ,все идеально в показания, осциллографом во время нормальноц работы ,тоже все в норме,ну естественно когда отрубается ,то стандартные показания при не работающих горшках .на прозвоном все контакты вроде как , форсунки в норме ,модуль подмену сделал , провода так же ,свечи .ЭБУ тоже вскрыл ,все в норме.
    В итоге долгих поисков ,причина нашлась,а был виновна колодка на модуль ,что самое интересное ,провод в нутри изоляции почти отсоединился ,на самом стыке с клеммами которые в колодке уже ,но ,что самое интересное , изоляция без повреждения ,даже окислов нет .в итоге ,в нутри изоляции провода держались на волосинках ,но при этом в определенных положениях оборванные места соединялись и из за этого контакт приходил в норму ,а при кочках шевелился ,и из за этого и осциллограф толком не говорил.
    А спалил визуально,что в очередной раз вытащил колодку ,и что дернуло обратить на сам провод ,поднятянул и как то странно повел один из проводов ,тяну дольше ,а он словно без жилы становится ,так и остальные .
    Радости не было конца ,колодку переклепал по новой ,машина второй год ездит и больше нет с этим проблем.
    Как то так было.

    avataravatar
  2. Олег

    Добрый день. После помывки двигателя через 2 суток поя вились все теже симптомы что указаны в вашей статье Неисправности ДПКВ . Я смотрел видео где вы замеряете напряжение на контактах колодки ДПКВ и вы говорите что оно должно быть 1,8в но у меня оно 1,4в я проверил проводку на обрыв и омметр показал что проводка хорошая после этого я подключил мультиметр к колодке на ЭБУ со стороны входа проводов и показания мультиметра показали тоже напряжение 1,4в. У меня вопрос почему такое может быть? Окислений и попадания воды на колодке ЭБУ нет так же как и на колодке датчика ДПКВ?

  3. Олег

    Шевроле Лачетти 1,4 Двигатель Sirius D42

  4. Виктор

    Добрый день!
    Давно изучаю свой авто по Вашим советам, ибо веры в СТО совсем нет. Машина мягко говоря “тупит” уже более года, на днях нашел диагноста с осциллографом. Так вот, на осциллограмме ДПКВ помимо импульса, который вырабатывается при прохождении участка с удаленными зубьями четко виден еще один, строго посередине, почти такой же силы и высоты импульс. Честно признаюсь в чтении осциллограмм не силен, но выходит что за один оборот коленвала датчик передает ЭБУ 2 подобных импульса, с чем специалист столкнулся впервые. Датчик визуально цел, родной с пробегом авто 78 000 км. Уже дома измерил сопротивление проводки, на одном сигнальном нашел таки блуждающее сопротивление вплоть до обрыва цепи, когда дергал жгут. Может ли это быть причиной такого странного сигнала датчика на осциллограмме и соответственно быть причиной провалов, потери мощности и проч? Машина ведет себя странно давно, ошибок никогда не было, перебираю все подряд в поисках причины. Обычно тяжелый и неравномерный разгон, раз-два в неделю бывает просто превосходным, но только одно ускорение, после смены передачи все по старому

  5. Олег

    Завтра поставлю новый датчик и будем надеяться что проблема уйдёт

  6. Олег

    Всё отлично машина работает как часики.Только непонятно почему они умирают после мойки двигателя через несколько дней этот случай не еденичный.

  7. Андрей автор

    Олег, приветствую. Каким средством мыли двигатель?

  8. Андрей автор

    Приветствую, Виктор. Из-за проводки может такое быть. Да и описанные симптомы тоже в первую очередь на проблемы в проводке похожи

  9. Виктор

    Андрей, спасибо за ответ! На выходных буду дербанить проводку и надеяться что все-таки нашел причину всех бед. Честно, уже устал от этой машины и веру потерял, что она когда-нибудь снова поедет нормально. Перебирал дроссель, менял моторчик РХХ, даже восстановил еще один на подмену, мыли форсунки, паяли проводку 3 массы и еще пару мест, звонил всю проводку, обработал все фишки, разъемы и датчики. Итог – все параметры в норме, все диагносты проблем не видят, а машина не едет.. кстати, еще никак не пойму почему коррекция долгосрочная в минусе -12, ЕГР проверял, все в норме. Неужели это все из-за проводи ДПКВ?

  10. Андрей автор

    Виктор, а ремень ГРМ точно правильно установлен?

  11. Виктор

    Да, Андрей, ремень в первую очередь посмотрели, все метки совпадают. Бензонасос соответственно тоже новый, как и сеточка в нем, также новый датчик детонации и ДАД, все оригинал. Просто зависимости так и не понял, от чего тупит и после чего, в жару совсем не едет, а может вдруг и поехать лучше. За год только 2 дня идеально работал двигатель, расход в городе с 11 до 7,3 упал, этому предшествовало КЗ в проводке одной форсунки, сгорел предохранитель, заглохла на ходу. Перебрал проводку, нашел микродефект на проводе, перемотал изолентой, заменил предохранитель и 2 дня не мог нарадоваться плавности хода. Спустя 2 дня снова тяга пропала. В общем авто живет своей жизнью, может кривые русские руки ее собрали, не знаю. Краска отлетает сама кусками, мотор печки 4 раза пересобран, сиденье переварено водительское, блок кондиционера перепаян, все что могло сломаться уже сломалось, а машине всего 9 лет и 80 тыс не отбегала, на 40 тыс пошли проблемы. За что ее люблю, так это за просторный салон, за остальное готов на металл порезать, но жалко, привык к ней))

  12. Олег

    Андрей я незнаю каким средством мыли двигатель когда я сам мыл гараже то такого у меня не случалось может химия какая то у них едкая нужно спросить.

  13. Андрей автор

    Олег, я поэтому и спросил. Из опыта могу сказать, что после попадания воды в разъем, проблем обычно нет. А вот когда попадают пары моющего средства, тогда начинаются проблемы в течении несколько дней. В большинстве случаев проблема решается обработкой разъема средствами для электроконтактов.
    А лучше сразу после мойки обрабатывать контакты. В таком случае проблем не будет точно

  14. Виктор

    Добрался наконец до проводки ДПКВ, прозвонил 1 контакт, где были проблемы и проблему не нашел, как только ни дергал жгут сопротивление упорно стоит на месте, то есть отсутствует. Хотя после первой проверки оно точно было и даже оставалось на отметке 2 и 4 ОМ, в перерыве между дерганиями. Решил посмотреть что там внутри гофры, но криминала не нашел, ни счалок ни дефектов нет, теперь в ступоре, на вид все надежно. Устроил тест драйв, машина ведет себя вполне адекватно, есть небольшие затупки при переключении на повышенную передачу, но разгон стабильный, без провалов.
    Андрей, подскажите, есть слабые места в проводке ДПКВ? В колодку щупами никогда не лазили, только скруткой медной проволоки.
    Будет время поеду на диагностику снять еще раз осциллограмму, если снова будет лишний сигнал все же закажу новый датчик. А пока понаблюдаю за машиной

  15. Виктор

    Добрый день! Андрей, подскажите пожалуйста, как правильно подгибать контакты фишки ЭБУ? Вчера решил посмотреть, снял колодку и внешне 13й контакт разогнут, попробовал отогнуть, но там ничем не подлезть. Для этого нужно крышку снимать и доставать провода? И самое интересное, что машина на утро поехала гораздо хуже, бьёт в сцепление при трогании, тяжело крутится двигатель

    avatar
  16. Андрей автор

    Приветствую, Виктор! Я снимаю желтый пластик (снимается легко, по краям защелки) и шилом подгибаю

    avatar
  17. Виктор

    Андрей, спасибо что нашли время ответить! Надо будет залезть туда ещё раз ревизию сделать. ДВС неохотно набирает обороты, как буд то через силу раскручивается, лишь один диагност заметил что отзывается на педаль газа с задержкой есть потеря мощности, но причину так и не понял, долго диагностировал и ничего не нашел. В дополнение ко всему ДУ живёт своей жизнью, странно ведёт себя моторчик РХХ, при плавном открытии заслонки моторчик крутится в сторону открытия заслонки, как бы догоняя ее и в диапазоне до 2000 об. все норовит включить холостой ход и зажигание в минус при этом сваливается. Чистил моторчик, менял дроссель (есть запасной) и ничего не меняется. Подозрение что дело не ДУ, куда копать не знаю уже. Переделал дроссель по методу Грака “жёсткий концевик”, стало лучше, но это же не выход. Андрей, у Вас будет возможность логи посмотреть? Естественно не безвозмездно. Может опытным взглядом дадите направление куда копать

  18. Андрей автор

    Виктор, скиньте логи мне на почту. Постараюсь посмотреть

  19. Виктор

    Андрей, скинул логи на почту. Спасибо!

  20. Андрей автор

    Виктор, ответил на почту