Неисправности ДПКВ

На этой странице я привёл хитрую неисправность ДПКВ и в очередной раз постарался показать, что система управления двигателем – это единый механизм, в котором выход из строя одного элемента может оказать влияние на совершенно другие части системы. Поэтому и неисправность ДПКВ может быть с совершенно разными симптомами.

Вообще, лечение автомобиля по симптомам – это неблагодарное дело, которое больше отнимает время, чем реально может решить проблему.

Это же касается и датчика положения коленчатого вала (ДПКВ).

Изо дня в день люди штурмуют поисковые системы с вопросами – Неисправности ДПКВ, Признаки неисправности ДПКВ и т.п.


И в основном все сайты дают одни и те же ответы:

  • двигатель не запускается
  • перебои в работе двигателя
  • детонация и прочее

К слову, все эти симптомы можно применить к большей части элементов системы управления двигателем. Даже убеждение, что без ДПКВ двигатель не запустится – является неверным. На двигателях с датчиком положения распредвала (ДПРВ), система управления двигателем может работать и без ДПКВ.

Поэтому даже отключение ДПКВ не приведет к тому, что двигатель не запустится.

Именно этот момент и играет с автовладельцами злую шутку. Ведь добрая их часть убеждены, что если двигатель запустился, то значит у ДПКВ нет неисправностей. А причина, например, плавающих оборотов, кроется в чем-то другом.

Принцип работы ДПКВ подробно рассматривать не будем, чтобы не тратить время. Отметим лишь то, что ДПКВ служит для синхронизации процессов в двигателе.

На коленвале имеется задающий зубчатый диск. Зубья на этом диске равномерно расположены по всей окружности, но в одном месте несколько зубьев удалено. При прохождении каждого зуба мимо ДПКВ, датчик вырабатывает импульс. Вот так это выглядит на осциллограмме, снятой с ДПКВ двигателя F16D3

Осциллограмма ДПКВ

Сигнал имеет форму синусоиды. А там, где зубья отсутствуют, сигнал немного изменяется, как видно на скриншоте.

Благодаря сигналу этого датчика, блок управления двигателем знает реальное положение коленвала в данный момент времени, а также видит, что двигатель начал вращение и начинает управлять двигателем. В общем, всё просто и совершенно не подумаешь, что ДПКВ может влиять, например, на самопроизвольное повышение или понижение оборотов.

Но такое может вполне реально произойти. Вот реальный пример.

Имеем автомобиль Шевроле Лачетти 1.6 с двигателем F16D3. Жалобы выглядят следующим образом:

  • двигатель периодически становится “вялым” и медленно набирает обороты с низов
  • обороты двигателя периодически живут своей жизнью. Если даже не трогать педаль газа, то обороты постепенно поднимаются с холостых до 1500-1700. Если кратковременно нажать немного на педаль газа и снова отпустить, то обороты снижаются до положенных 800 на холостом ходу, но через некоторое время снова начинают возрастать.

Проводим диагностику и снимаем логи.

Графики диагностики на экране подтверждают всё, что мы видим глазами.

Хитрая неисправность ДПКВ

Как видим – дроссельная заслонка закрыта. А вот регулятор холостого хода (РХХ) ведет себя странным образом – постепенно открывается до максимума, повышая обороты двигателя.

Если кратковременно нажать на педаль газа, то РХХ резко закрывается до необходимого положения, но потом снова плавно открывается

Неисправности ДПКВ

Что это такое? Неисправность РХХ? ДПДЗ? Что-то с дроссельным узлом? Или ещё что-то?

Проверка сопротивлений в цепи РХХ проблем не выявила. Но почему же ЭБУ так манипулирует регулятором холостого хода? Или может сам ЭБУ неисправен?

Но затем мы решили снять логи от момента запуска двигателя и до прогрева, чтобы попытаться понять хоть какой-то алгоритм такого странного поведения.

Но долго ждать не пришлось. При анализе логов я сразу обратил внимание на запуск двигателя.

Вот, смотрим внимательно

Что будет, если не работает ДПКВ

Напряжение упало – это работает стартер и вращает двигатель. Абсолютное давление снизилось – значит двигатель начал вращение. Но посмотрите по линии сетки, что обороты двигателя в этот момент равны нулю и возрастают лишь через пару секунд.

Это означает, что ЭБУ не видит, что двигатель начал вращение! То есть, ДПКВ в этот момент не вырабатывает сигнал. Другими словами, он попросту не работает!

Только спустя время по косвенным признакам ЭБУ начинает понимать, что идет запуск двигателя и переходит на управление по ДПРВ и мотор запускается.

Вот для наглядности можно посмотреть, как проходит запуск с исправным ДПКВ

Исправный ДПКВ

Казалось бы, что проблема решена, но на самом деле проблем только прибавилось. К странному поведению оборотов прибавилась ещё и неисправность ДПКВ. Никто не мог увязать одно с другим, а после проверки проводки на ДПКВ и замены самого датчика, в мой довод, что ДПКВ неисправен, вообще, перестал кто-либо верить…

Действительно, измерение сопротивления проводов от ЭБУ к ДПКВ не вызвало вопросов. И замена самого датчика проблему со странным поведением двигателя не решила.

Всё больше мнений склонялись к тому, что неисправен каскад управления регулятором холостого хода в самом ЭБУ. Но лично мне не давал покоя тот самый странный запуск двигателя и почему ЭБУ не видит оборотов двигателя при этом. Да и продолжительный запуск также указывает не неисправность ДПКВ.

Также был ещё один момент. Связан он с процедурой обучения ДПКВ на моторах 1.8. Кто хоть раз проводил эту процедуру, тот знает, как ЭБУ играет оборотами двигателя при этом.

Может быть и в этом случае всё-таки что-то с ДПКВ? Временами пропадает контакт с ДПКВ и ЭБУ пытается что-то предпринять, чтобы выйти из положения?

В общем, было решено перепроверить досконально проводку ещё раз. Но уже с полной разборкой разъёма ЭБУ и визуальным контролем состояния контактов

Разъем ЭБУ

Контакты колодки ЭБУ Сириус

В общем, ларчик просто открывался. Контакт на ДПКВ был сильно разогнут. Такое бывает, когда в контакты лезут толстыми щупами от измерительных приборов и прочих физических воздействий. А окисление ещё больше усугубляло ситуацию. Поэтому при “прозвонке” проводов всё было исправным, а нарушение контакта было между разъемом и самим ЭБУ.

После восстановления нормальной работы ДПКВ, обороты пришли в норму и больше проблем не доставляли.

Вот так можно было и дроссельный узел поменять, и даже ЭБУ. А подвисание и странное поведение оборотов оказалось следствием неисправной цепи ДПКВ…

Так что подвисание оборотов также можно отнести к неисправностям ДПКВ. И много ещё чего может к этому относиться. Даже то, о чём не можешь и предполагать.

Поэтому только омметр, вольтметр, сканер, осциллограф и другие диагностические инструменты помогут найти настоящего виновника проблемы, а отталкивание лишь от симптомов неисправностей того или иного датчика, может долго водить за нос автомобилиста. А решение может быть совсем рядом и порой оно совершенно не подходит ни под один “симптом”.

Такая она – диагностика. Непредсказуемая.

На этом сказ окончен.

Всем Мира и ровных дорог ;-)


Участники, которые лайкнули этот пост:

  • avatar
  • avatar
  • avatar
  • avatar
  • avatar

Добавить комментарий

Копирование запрещено. Мой Лачетти 2014-2017