Приветствую, Друзья
В этом материале на реальном примере покажу почему KKL VAG COM 409.1, ELM327 или любой другой сканер не подключается к ЭБУ.
Сразу отмечу, что проблема эта не редкая. Поэтому, если у Вас сложилась такая ситуация, то знайте, что Вы такие не одни.
Ну а теперь к делу.
Имеем автомобиль Шевроле Лачетти 1.4, который был уже у многих диагностов, но так никто и не смог подключиться к блоку управления двигателем. Применялось разное оборудование, но результата это не дало. В итоге приговорили к замене ЭБУ.
Затем автомобиль попал ко мне.
Вот вводные данные, которые я получил при первом осмотре и общении с владельцем:
Так как я живу в Украине, то мне было интересно узнать откуда у человека Лачетти с мотором 1.4, так как в Украину их не поставляли. Оказалось, что авто было куплено в Польше и перегнано в Украину.
Автомобиль оказался битым в месте установки ЭБУ, поэтому ЭБУ был заменён. Причем заменён на ЭБУ от мотора 1.6.
Проводка линии диагностики была разрезана возле ЭБУ, значит к ЭБУ пытались подключиться напрямую, минуя проводку автомобиля. И это тоже, судя по всему, не принесло результата.
Владелец автомобиля читает наш сайт и подписан на Ютуб канал. Поэтому у него уже имеется диагностический адаптер KKL VAG COM 409.1 и программа Chevrolet Explorer. Но подключиться также не смог.
Почему ЭБУ не выходит на связь
Этому есть несколько причин:
Неисправна диагностическая цепь в проводке автомобиля
К линии диагностики подключено стороннее оборудование. Например, бортовой компьютер. Он будет занимать эту линию и не давать сканеру подключиться, даже при исправной проводке.
Неисправность ЭБУ
Что делать, если сканер не подключается к ЭБУ
Последовательность действий относится ко всем автомобилям, где диагностика выполняется по цепи K-лайн. Автомобиль Шевроле Лачетти в данном случае просто как пример.
Первым делом ищем электрическую схему конкретного автомобиля и смотрим, по какой цепи идёт линия диагностики
В данном случае мы видим, что диагностическая линия идёт с седьмого контакта колодки диагностики (DLC) на 5 контакт иммобилайзера. Затем с шестого контакта иммобилайзера идёт на 21 контакт разъема С202. Затем приходит на контакт 16 разъема С108 и далее на 56 контакт ЭБУ.
Цепь довольно длинная с несколькими разъёмами. А также идёт из салона в моторный отсек, поэтому проходит в жгуте над левым передним колесом. А провода в этом жгуте нередко окисляются и отгнивают. Особенно, если авто битое в это место.
Важно. Чтобы ЭБУ уверенно выходил на связь при диагностике, данная цепь должна быть в идеальном состоянии. Любое повышение сопротивления, замыкание или подключенное устройство будут влиять на скорость передачи данных и на возможность подключения в принципе.
Поэтому эту цепь необходимо проверить.
Сначала всё визуально осматриваем. Нет ли обрывов, так как некоторые диагносты специально обрезают провод, чтобы авто приезжало только к ним
Если находим изоленту, тогда обязательно удаляем ее и смотрим, нет ли под ней резистора. Его могут вставить всё те же диагносты и всё по тем же причинам.
Проверяем, нет ли врезок в цепь этого провода. Возможно подключен или был когда-то подключен БК. Или может магнитола или охранная система.
Если визуально ничего не обнаружено, тогда имеется два пути:
- Проверить цепь омметром
- Прокинуть отдельный провод и подключиться к ЭБУ напрямую, минуя проводку автомобиля.
Второй способ быстрее, но предполает разрезание штатной проводки. Поэтому, если проводка на автомобиле имеет ещё заводской вид, тогда советую пойти для начала по первому пути.
В моем же случае проводку порезали уже до меня, поэтому у меня выбор очевиден. Но я покажу оба пути.
Чтобы проверить цепь мультиметром (омметром) необходимо демонтировать кожух рулевой колонки, чтобы добраться до иммобилайзера. Мы то помним, что диагностическая линия идёт через него? Если не помним, тогда смотрим ещё раз схему выше
Нам необходимо отключить разъем от иммобилайзера
и на разъеме замкнуть перемычкой 5 и 6 контакт. Это два фиолетовых провода
Если Ваш автомобиль более ранних годов выпуска, тогда цвет провода будет отличаться, но контакты останутся те же.
Теперь включаем прибор и выставляем его на предел измерения до 200 Ом.
Один щуп прибора подключаем к 7 контакту диагностического разъема, а второй щуп к 56 контакту колодки ЭБУ
Как отключить разъем от ЭБУ показано на странице Замена ЭБУ
Сопротивление должно быть минимальным и стремиться к сопротивлению самих щупов. Продергиваем проводку и наблюдаем за показаниями прибора. Сопротивление при этом не должно изменяться. Если оно изменяется, тогда значит где-то плохой контакт.
Затем один щуп оставляем в диагностическом разъёме, а второй подключаем к массе. Выставляем прибор на максимальное измерение сопротивления и продергиваем проводку. Сопротивление всегда должно оставаться бесконечным.
Если этот этап пройден успешно, тогда проблема скорее всего в блоке управления двигателем.
Но чтобы убедиться на все 100%, тогда необходимо подключиться к ЭБУ напрямую.
Разрезаем провод от 7 контакта колодки диагностики и от 56 контакта разъема ЭБУ. Соединяем отрезком провода
Подключаем диагностику и проверяем. ЭБУ снова не выходит на связь
Запускаем двигатель, чтобы повысить напряжение в бортовой сети и пытаемся снова подключиться. На этот раз удалось кратковременное подключение, но вместо адекватных данных ЭБУ отдал нам какие-то кракозябры
Всё это означает, что проблема внутри ЭБУ.
Но и в этом случае не всё потеряно и ещё можно что-то сделать своими руками. А именно, необходимо демонтировать ЭБУ с автомобиля, вскрыть его и внимательно осмотреть плату. Нередко можно просто визуально заметить трещины пайки или даже окислы и коррозию с оборванными контактными дорожками.
В данном же случае, как видим, ЭБУ пытался выйти на связь, значит ему что-то мешает. И я догадывался что. И сейчас это покажу.
В общем демонтируем ЭБУ с автомобиля и вскрываем его. Как это сделать, подробно показано тут
И вот, что мы видим
Это эмулятор иммобилайзера и именно он виновник того, что блок управления двигателем не выходит на связь. Потому что он подключается как раз к диагностической линии и мешает ЭБУ обмениваться данными при диагностике
Вот такие дела.
Теперь восстановилась вся цепочка событий. Авто ударили и повредили ЭБУ. Потом нашли на разборке ЭБУ от мотора 1.6 и чтобы не привязывать иммобилайзер, впаяли туда эмулятор иммо. Метод рабочий и всё прекрасно работает. С этим вопросов нет.
Но с другой стороны автомобиль стал легко угоняемым и абсолютно не диагностируемым в плане компьютерной диагностики.
То есть, без него двигатель не запустится, а с ним ЭБУ не выходит на связь при диагностике. Вот такой замкнутый круг.
Но что же делать? Как просто и бесплатно выйти из этой ситуации, если нечем программно связать ЭБУ с иммо? Что сделать, чтобы и дальше так ездить, но и иметь возможность проводить диагностику?
Об этом я рассказал в следующей записи и наглядно показал, что я сделал
Ну а если Вы догадались или имеются свои идеи, тогда пишите об этом в комментариях
ЭБУ не выходит на связь. Видео
Также сделал видео на эту тему
Спасибо, интересненько…
Спасибо Андрей, за статьи. Я много чего у тебя перечитал. У меня первая машина Лачик 1,4 из Европы. Благодаря твоим каналам я начал разбираться в автомобиле. Спасибо тебе тебе большое. Успехов тебе и процветания. Будет интересно узнать и о снятии параметров с эмулятором в ЭБУ.