Чип-тюнинг

Приветствую, Друзья! Продолжаем развивать тему чип-тюнинга автомобиля своими руками и на этой странице остановимся именно на понятии «Чип-тюнинг».

В прошлой записи мы разбирали структуру блока управления двигателем (ЭБУ) и выяснили, что при чип-тюнинге мы будем работать с FLASH памятью блока управления, так как в ней как раз и находится прошивка.

Что такое прошивка? На простом языке — это программное обеспечение, зашитое в микросхему и содержащее определенный алгоритм действий (команд), которые должен выполнять процессор, чтобы обеспечить правильную работу всего устройства. То есть, во FLASH памяти содержится какая-то постоянная информация с неким алгоритмом команд процессору.

Допустим, образно говоря, дается команда процессору опросить датчики и на основе их данных применить длительность впрыска 2.5 мсек. и установить угол опережения зажигания 6 градусов. Процессор обрабатывает эти команды с огромной скоростью и наша система управления двигателем исправно работает.


Но на самом деле глупо и нерационально постоянно указывать процессору какой именно должен быть, например, УОЗ в данный момент времени.

Проще и разумнее сделать некую таблицу с конкретными значениями УОЗ, длительностью впрыска и пр. и дать команду процессору, что при таких-то значениях датчиков, необходимо просто применить необходимые значения из определённой ячейки таблицы.

Почему так проще и грамотнее? Да потому что если мы хотим изменить некоторые значения, например, УОЗ, то нам нет необходимости править весь софт и изменять инструкции, а достаточно просто изменить данные в таблице!

Эти значения в таблице называются калибровками.

Собственно, при чип-тюнинге в большинстве случаев мы изменяем не сам софт, а только значения в таблице калибровок. Это проще и безопаснее.

То есть, структуру прошивки можно визуально представить вот так

Структура прошивки

В процессе работы прошивки, софт обращается за необходимыми значениями в область калибровок и применяет их в зависимости от инструкции.

Чип-тюнинг двигателя

Большинство запросов в поисковых системах звучит именно так — «Чип-тюнинг двигателя».

Но на самом деле этот процесс к двигателю не имеет никакого отношения и с самим двигателем мы никаких манипуляций не производим.

Из самого названия «Чип-тюнинг» можно понять, в чём заключается наша задача. Чип — это какая-то микросхема, а тюнинг — это улучшение или модернизация чего-либо. То есть, другими словами Чип-тюнинг — это модернизация микросхемы или содержимого этой микросхемы. А микросхема эта — наша FLASH память с постоянно записанным содержимым.

Дальше мы будем рассматривать практические примеры чип-тюнинга, а сейчас обобщим весь этот процесс и поймём что нам необходимо и из каких шагов состоит чип-тюнинг.

Весь этап чип-тюнинга состоит из нескольких простых шагов:

  1. Считываем файл калибровок из блока управления двигателем
  2. Изменяем их в соответствии с нашими требованиями
  3. Заливаем изменённый файл обратно во FLASH память блока управления двигателем.

Следовательно, для выполнения этих задач необходимо два инструмента:

  1. Загрузчик — при помощи него осуществляется считывание и запись данных в ЭБУ
  2. Редактор — служит для редактирования файла калибровок

Но на данном этапе мы будем пользоваться только загрузчиком, а редактирование калибровок рассмотрим чуть позже, так как это более сложная тема и в большинстве случаев человек, который хочет прошить только своё авто и авто своего друга не будет вникать в редактирование калибровок, а просто приобретёт заветный файл и зальет его в блок управления двигателем своего автомобиля.

Честно сказать, большинство так называемых «чип-тюнеров» работают именно по этой схеме. Они не занимаются редактированием калибровок, а просто заливают готовые, которые однажды приобрели. И гребут за это довольно не малые деньги.

Также нужно понимать, что чип-тюнинг не является ремонтом автомобиля.

Я, вообще, не являюсь сторонником нарушения стоковых настроек и беспочвенного вмешательства в систему управления двигателем. Мой личный автомобиль ездит на стоковой прошивке и значимых причин что-то изменять я не вижу.

Другими словами, если на Вашем авто имеются пропуски воспламенения, то не прошивку изменять необходимо, а искать причину пропусков.

Да и вообще, перед началом процедуры чип-тюнинга необходимо произвести диагностику и убедится в отсутствии ошибок и прочих проблем (например, ушедших далеко от нуля топливных коррекций) и только тогда приступать непосредственно к чип-тюнингу.

Зачем тогда мне адаптер для чип-тюнинга, если я не ярый фанат сего действа? Всё просто. Бывает так, что при диагностике других автомобилей обнаруживаются какие-либо проблемы и чтобы полноценно разобраться в ситуации, приходится заливать в блок стоковую прошивку, так как чипованные автомобили не всегда получается корректно диагностировать.

Что дает чип-тюнинг

Если существует чип-тюнинг, значит существуют и задачи, которые он должен решать.

Большинство решившихся произвести чип-тюнинг своего авто хотят получить конкретный результат. Чаще всего — это увеличение мощности, реже — снижение расхода топлива.

Реально ли добиться конкретного результата не вмешиваясь в сам двигатель, а просто переписать данные в одной маленькой микросхеме? Многие в это не верят и считают простым «разводом» на деньги.

На самом деле это вполне реально.

Но необходимо понимать, что заветные пару лошадок не упадут с неба, а мы просто получим их в обмен на что-то другое, на то, чем можно пожертвовать. Такой себе компромисс и нарушение баланса системы.

Чип-тюнинг

Ни для кого не секрет, что в 21 веке стали очень серьёзно относиться к защите экологии от вредных выбросов и с каждым этапом требования к производителям автомобилей ужесточаются. И чтобы автопроизводитель мог вывести свою продукцию на рынок, то он обязательно должен влезть в заданные рамки токсичности. Но если на первых этапах было достаточно установить каталитический нейтрализатор и воткнуть примитивный датчик кислорода, то с течением времени этих шагов уже недостаточно. И производители вынуждены либо проектировать новые экологичные двигатели, что очень затратно, либо находить иные, более бюджетные решения.

И эти решения они находят в изменении условий работы двигателя. Другими словами, вносятся изменения в систему управления двигателем, которые позволяют сместить баланс «мощность-экология» в сторону экологии, заставляя двигатель работать максимально экологично.

А вот чип-тюнинг позволяет сместить этот баланс в обратную сторону. То есть, пожертвовать экологией ради увеличения производительности двигателя.

Вот такой смысл и задачи чип-тюнинга на простом языке — смещение баланса системы в ту или иную сторону. Иными словами, Ваш двигатель не получил пару-тройку лошадок, а выменял их взамен экологии, расходу топлива, ресурсу двигателя и т.п.

Переходим к следующему этапу — покупка адаптера для чип-тюнинга и установка драйверов

Или возвращаемся на главную страницу раздела про прошивку — Начало

Или смотрим видео

3+

Участники, которые лайкнули этот пост:

  • avatar
  • avatar

Чип-тюнинг: 4 комментария

  • 16.03.2018 в 07:23
    Permalink

    Хочу выразить благодарность автору за его труд (статьи). Очень много полезной, интересной и понятной информации в одном месте.
    С нетерпением жду статьи про редактирования файла калибровок :) В статье хотелось бы в качестве примера рассмотреть отключение ДК2 при удалении катализатора. Думаю многим это интересно.

    А пока жду, хотелось бы совет. Какое ПО для редактирования лучше использовать или их сравнение? Желательно с ссылками.
    Пытался найти в интернете, но столкнулся с множеством программ (большинство из которых вирусы или платный софт). Интересно посмотреть прошивку, и что в ней можно отредактировать.

    0

  • 17.03.2018 в 21:10
    Permalink

    Николай, большое спасибо за отзыв и поддержку!
    Тема редактирования калибровок очень объёмная и не такая простая, как кажется на первый взгляд.
    По понятным причинам основная масса доступных программ работают только с прошивками ВАЗ, а с прошивками других марок работают не так уж и много программ и почти все они платные.
    Мой субъективный рейтинг редакторов выглядит так:
    1. ChipTuningPRO с модулем Sirius — самая удобная, понятная и функциональная, но очень дорогая. Работать в ней проще, чем в остальных. Но с ней необходимо работать, а не играться, так как цена довольно существенна.
    2. WinOLS — тоже платная программа, но имеется демо версия. Также можно найти и скачать ломаную версию на русском языке. Это мощнейшая универсальная программа, которая позволяет выполнить практически все поставленные задачи. Но чтобы полноценно её использовать, нужно вникнуть в суть и потратить не один десяток часов на это.
    3. TunerPro — самая лучшая бесплатная программа. Если цель — просто поиграться и посмотреть что к чему, то это самый подходящий вариант. Но для работы с ней кроме файла прошивки нужны ещё и карты, что вызывает определенные проблемы для использования. Карты необходимо либо где-то искать, либо делать самому.
    Это те программы, с которыми я работал. Про другие ничего сказать не могу. Может кто ещё что-то подскажет.
    Я постараюсь эту тему развить и показать наглядно, что к чему. Но это процесс не быстрый и объемный

    4+

    Участники, которые лайкнули этот комментарий :

    • avatar
    • avatar
  • 05.04.2018 в 17:04
    Permalink

    Такое впечетление будто ВИ Андрей сами проектировали и создали наши лачетти. спасибо за вашу работу… :good:

    2+

    Участники, которые лайкнули этот комментарий :

    • avatar
  • 07.04.2018 в 13:33
    Permalink

    :-) Спасибо за добрый отзыв, Юрий!

    0

Добавить комментарий

Копирование запрещено. Мой Лачетти 2014-2018