Продолжаем развивать тему чип-тюнинга автомобиля своими руками и на этой странице остановимся именно на понятии «Чип-тюнинг».
В прошлой записи мы разбирали структуру блока управления двигателем (ЭБУ) и выяснили, что при чип-тюнинге мы будем работать с FLASH памятью блока управления, так как в ней как раз и находится прошивка.
Что такое прошивка
На простом языке — это программное обеспечение, зашитое в микросхему и содержащее определенный алгоритм действий (команд), которые должен выполнять процессор, чтобы обеспечить правильную работу всего устройства. То есть, во FLASH памяти содержится какая-то постоянная информация с неким алгоритмом команд процессору.
Допустим, образно говоря, дается команда процессору опросить датчики и на основе их данных применить длительность впрыска 2.5 мсек. и установить угол опережения зажигания 6 градусов. Процессор обрабатывает эти команды с огромной скоростью и система управления двигателем исправно работает.
Но на самом деле глупо и нерационально постоянно указывать процессору какой именно должен быть, например, УОЗ в данный момент времени.
Проще и разумнее сделать некую таблицу с конкретными значениями УОЗ, длительностью впрыска и пр. и дать команду процессору, что при таких-то значениях датчиков, необходимо просто применить необходимые значения из определённой ячейки таблицы.
Почему так проще и грамотнее? Да потому что если мы хотим изменить некоторые значения, например, УОЗ, то нам нет необходимости править весь софт и изменять инструкции, а достаточно просто изменить данные в таблице.
Эти значения в таблице называются калибровками.
Собственно, при чип-тюнинге в большинстве случаев мы изменяем не сам софт, а только значения в таблице калибровок. Это проще и безопаснее.
То есть, структуру прошивки можно визуально представить вот так
В процессе работы прошивки, софт обращается за необходимыми значениями в область калибровок и применяет их в зависимости от инструкции.
Чип-тюнинг двигателя
Большинство запросов в поисковых системах звучит именно так — «Чип-тюнинг двигателя».
Но на самом деле этот процесс к двигателю не имеет никакого отношения и с самим двигателем мы никаких манипуляций не производим.
Из самого названия «Чип-тюнинг» можно понять, в чём заключается наша задача. Чип — это какая-то микросхема, а тюнинг — это улучшение или модернизация чего-либо. То есть, другими словами Чип-тюнинг — это модернизация микросхемы или содержимого этой микросхемы. А микросхема эта — FLASH память с постоянно записанным содержимым.

Дальше мы будем рассматривать практические примеры чип-тюнинга, а сейчас обобщим весь этот процесс и поймём, что нам необходимо и из каких шагов состоит чип-тюнинг.
Весь этап чип-тюнинга состоит из нескольких простых шагов:
- Считываем файл калибровок из блока управления двигателем
- Изменяем их в соответствии с нашими требованиями
- Заливаем изменённый файл обратно во FLASH память блока управления двигателем.
Следовательно, для выполнения этих задач необходимо два инструмента:
- Загрузчик — при помощи него осуществляется считывание и запись данных в ЭБУ
- Редактор — служит для редактирования файла калибровок
Но на данном этапе мы будем пользоваться только загрузчиком, а редактирование калибровок рассмотрим чуть позже, так как это более сложная тема и в большинстве случаев человек, который хочет прошить только своё авто и авто своего друга не будет вникать в редактирование калибровок, а просто приобретёт файл калибровок и зальет его в блок управления двигателем своего автомобиля.
Честно сказать, большинство так называемых «чип-тюнеров» работают именно по этой схеме. Они не занимаются редактированием калибровок, а просто заливают готовые, которые однажды приобрели. И гребут за это довольно не малые деньги.
Также нужно понимать, что чип-тюнинг не является ремонтом автомобиля.
Я, вообще, не являюсь сторонником нарушения стоковых настроек и беспочвенного вмешательства в систему управления двигателем. Мой личный автомобиль ездит на стоковой прошивке и значимых причин что-то изменять я не вижу.
Другими словами, если на Вашем авто имеются пропуски воспламенения, то не прошивку изменять необходимо, а искать причину пропусков.
Да и вообще, перед началом процедуры чип-тюнинга необходимо произвести диагностику и убедится в отсутствии ошибок и прочих проблем (например, ушедших далеко от нуля топливных коррекций) и только тогда приступать непосредственно к чип-тюнингу.
Зачем тогда мне адаптер для чип-тюнинга, если я не ярый фанат сего действа? Всё просто. Бывает так, что при диагностике других автомобилей обнаруживаются какие-либо проблемы и чтобы полноценно разобраться в ситуации, приходится заливать в блок стоковую прошивку, так как чипованные автомобили не всегда получается корректно диагностировать.
Что дает чип-тюнинг автомобиля
Если существует чип-тюнинг, значит существуют и задачи, которые он должен решать.
Большинство решившихся произвести чип-тюнинг своего авто хотят получить конкретный результат. Чаще всего — это увеличение мощности, реже — снижение расхода топлива.
Реально ли добиться конкретного результата не вмешиваясь в сам двигатель, а просто переписать данные в одной маленькой микросхеме? Многие в это не верят и считают простым «разводом» на деньги.
На самом деле это вполне реально.
Но необходимо понимать, что заветные пару лошадок не упадут с неба, а мы просто получим их в обмен на что-то другое, на то, чем можно пожертвовать. Такой себе компромисс.
Ни для кого не секрет, что в 21 веке стали очень серьёзно относиться к защите экологии от вредных выбросов и с каждым этапом требования к производителям автомобилей ужесточаются. И чтобы автопроизводитель мог вывести свою продукцию на рынок, то он обязательно должен влезть в заданные рамки токсичности. Но если на первых этапах было достаточно установить каталитический нейтрализатор и воткнуть примитивный датчик кислорода, то с течением времени этих шагов уже недостаточно. И производители вынуждены либо проектировать новые экологичные двигатели, что очень затратно, либо находить иные, более бюджетные решения.
И эти решения они находят в изменении условий работы двигателя. Другими словами, вносятся изменения в систему управления двигателем, которые позволяют сместить баланс «мощность-экология» в сторону экологии, заставляя двигатель работать максимально экологично.
А вот чип-тюнинг позволяет сместить этот баланс в обратную сторону. То есть, пожертвовать экологией ради увеличения производительности двигателя.
Вот такой смысл и задачи чип-тюнинга на простом языке — смещение баланса системы в ту или иную сторону. Иными словами, Ваш двигатель не получил пару-тройку лошадок, а выменял их взамен экологии, расходу топлива, ресурсу двигателя и т.п.
Переходим к следующему этапу — покупка адаптера для чип-тюнинга и установка драйверов
Или возвращаемся на главную страницу раздела про прошивку — Начало
Или смотрим видео
Хочу выразить благодарность автору за его труд (статьи). Очень много полезной, интересной и понятной информации в одном месте.
В статье хотелось бы в качестве примера рассмотреть отключение ДК2 при удалении катализатора. Думаю многим это интересно.
С нетерпением жду статьи про редактирования файла калибровок
А пока жду, хотелось бы совет. Какое ПО для редактирования лучше использовать или их сравнение? Желательно с ссылками.
Пытался найти в интернете, но столкнулся с множеством программ (большинство из которых вирусы или платный софт). Интересно посмотреть прошивку, и что в ней можно отредактировать.
Николай, большое спасибо за отзыв и поддержку!
Тема редактирования калибровок очень объёмная и не такая простая, как кажется на первый взгляд.
По понятным причинам основная масса доступных программ работают только с прошивками ВАЗ, а с прошивками других марок работают не так уж и много программ и почти все они платные.
Мой субъективный рейтинг редакторов выглядит так:
1. ChipTuningPRO с модулем Sirius — самая удобная, понятная и функциональная, но очень дорогая. Работать в ней проще, чем в остальных. Но с ней необходимо работать, а не играться, так как цена довольно существенна.
2. WinOLS — тоже платная программа, но имеется демо версия. Также можно найти и скачать ломаную версию на русском языке. Это мощнейшая универсальная программа, которая позволяет выполнить практически все поставленные задачи. Но чтобы полноценно её использовать, нужно вникнуть в суть и потратить не один десяток часов на это.
3. TunerPro — самая лучшая бесплатная программа. Если цель — просто поиграться и посмотреть что к чему, то это самый подходящий вариант. Но для работы с ней кроме файла прошивки нужны ещё и карты, что вызывает определенные проблемы для использования. Карты необходимо либо где-то искать, либо делать самому.
Это те программы, с которыми я работал. Про другие ничего сказать не могу. Может кто ещё что-то подскажет.
Я постараюсь эту тему развить и показать наглядно, что к чему. Но это процесс не быстрый и объемный
Такое впечетление будто ВИ Андрей сами проектировали и создали наши лачетти. спасибо за вашу работу…
Приветствую всех данного сайта. Очень здорово что Вы есть. У меня есть просьба. Хочу попробовать прошивку «ледокол», говорят хорошая, а то эта дергатня на низких передачах меня уже порядком подзадолбала
Да и разбег со светофоров не ахти какой, все кто сзаде был, уже обогнали и уехали, а ты только разбег берёшь. И это на бензине, а у меня ГБО, в основном на нём и езжу. Живу в СПб, поэтому актуально ездить на газе и со светофоров пошустрей хотелось бы.
но там прошивки «ледокола» все на платной основе, от 700руб, дешевле не встречал
(может плохо искал).
Облазил всю сеть
Поделитесь плиз кому не жалко. Если всё хорошо будет работать, возможно, Вам и перешлю немного средств на карту.
P.S.
Мой ЭБУ:
D42/3BSN
Есть несколько прошивок.Честно когда-то натыкался скачал.Какие именно по названиям не знаю.Надеюсь кому-то поможет
Вот ссылки https://yadi.sk/d/K_h0227GFhNomg
https://yadi.sk/d/EnSDGOhnGpAIrQ
https://yadi.sk/d/M5j6Yk73TioGUA
Первая ссыль от SVV Power_3BHL_E0_noEGR.rar
Ошибочка- Power_3BHL_E2_noEGR.rar