Датчик абсолютного давления

Барометрическое давление Компьютерная диагностика автомобиля

Некоторые автолюбители не совсем до конца понимают, что такое датчик абсолютного давления (MAP sensor) в системе управления двигателем. Поэтому решил изложить сей пост, дабы развенчать некоторые мифы и заблуждения, с которыми постоянно приходится сталкиваться в той или иной степени.

Я уже писал пост и снимал видео про проверку датчика абсолютного давления в коллекторе при помощи обычного мультиметра. Но не все до конца поняли суть работы этого датчика. Поэтому в комментариях постоянно приходится отвечать на одни и те же вопросы, что отнимает очень много времени.

К тому же в выдаче поисковых систем про датчик абсолютного давления выдается одна “вода”, которую все копипастят друг у друга, что ещё больше вводит в заблуждение начинающих водителей автомобилей с системой управления двигателем, построенной на МАР сенсоре.

Датчик барометрического давления

Для начала стоит отметить, что в большинстве случаев, обзывать этот датчик датчиком абсолютного давления не совсем корректно, так как его задача не только измерить абсолютное давление в коллекторе, но а также и атмосферное (барометрическое) давление вне коллектора. Поэтому его с таким же успехом можно назвать и датчиком барометрического давления.

Барометрическое и абсолютное давление

Для чего это необходимо?

Дело в том, что в разных местах нашей планеты атмосферное давление не одинаково. Да и в одном и том же месте давление с течением времени изменяется.

А при разном давлении изменяется и плотность воздуха, что приводит и к изменению массы воздуха на один и тот же объем. А это уже совершенно различные условия работы двигателя, и эту ситуацию блок управления двигателем должен учитывать, чтобы корректно управлять всё тем же двигателем.

При включении зажигания ЭБУ первым делом оценивает барометрическое давление. Так как пока двигатель не запущен, то давление в коллекторе равняется атмосферному. Именно этот момент позволяет избежать установки дополнительного датчика давления, который бы измерял барометрическое давление.

Ещё раз повторюсь – величина барометрического давления является очень важным измерением для нормальной работы системы управления двигателем!

Именно поэтому в мануалах по эксплуатации автомобиля указывается требование – при движении в горной местности или, наоборот, когда Вы едите с возвышенности, допустим, к морю, то необходимо периодически останавливать двигатель, чтобы ЭБУ определил новые значения барометрического давления.

Но кто из водителей будет останавливать двигатель, только из-за того, что так написано в книжке по эксплуатации? Да и кто, вообще, их читает? :-)

Поэтому в ЭБУ закладывают алгоритмы перепроверки барометрического давления, которые работают и без остановки двигателя. Обычно это происходит при большой нагрузке на двигатель и при почти максимально открытой дроссельной заслонке.

Вот давайте посмотрим на приведенные графики. До резкого и полного нажатия педали газа, барометрическое давление составляет 98 кПа

датчик абсолютного давления

Далее мы резко нажимаем педаль газа до упора и блок управления делает перезамеры барометрического давления. Оно теперь составляет 97 кПа

датчик абсолютного давления шевроле

К чему это всё я описывал?

А чтобы подвести к первому заблуждению об этом датчике.

Большинство при проверке датчика абсолютного давления обращает внимание только на давление в коллекторе. Оно и понятно – датчик же абсолютного давления, значит и проверять необходимо абсолютное давление. Логика, в принципе, понятна, но имея уже опыт, я могу утверждать на основании своей личной статистики, что в подавляющем числе случаев неисправностей датчика абсолютного давления, проблемы вылезают как раз в некорректном измерении барометрического давления. Хотя абсолютное давление в этот момент не вызывает вопросов.

У меня таких проблемных графиков много и все я их выкладывать не буду, конечно. Но для примера парочку покажу. Вот барометрическое давление 112 кПа. Встречал показания и 115 кПа, и 117 кПа… Хотя максимальное давление на планете было официально зарегистрировано, по-моему, 108 кПа.

Поэтому датчик явно и нагло врет

Показания ДАД

Вот другой пример. Автомобиль едет по обычной дороге и показания барометрического давления составляют 98 кПа.

Но спустя пару секунд, давление падает до 84 кПа

Датчик абсолютного давления Лачетти

Показания датчика абсолютного давления

Давление упало на 14 кПа! Такое может быть в реальности?

Конечно же нет. Датчик явно дает неверные показания. Хотя к абсолютному давлению в коллекторе претензий нет.

В общем, вывод первый – датчик абсолютного давления служит не только для измерения абсолютного давления, но и для измерения барометрического давления. Причём довольно часто проблемы проявляются именно в замерах барометрического давления, что приводит к проблемам в работе и пуске двигателя.

ДАД измеряет давление во впускном коллекторе

Второй вывод – датчик абсолютного давления измеряет давление в коллекторе! Если на последнем графике абсолютное давление составляет 28 кПа, то это и есть давление 28 кПа, но никак ни разрежение и, уж тем более, не вакуум, как часто можно встретить это описание в интернете. Это давление! Просто оно ниже атмосферного.

Ну теперь плавно перейдём к третьему и самому главному выводу. Для чего нужен датчик абсолютного давления и от чего зависят его показания.

Для чего нужен датчик абсолютного давления (ДАД)

Показания датчика абсолютного давления применяются для расчета расхода воздуха и для определения нагрузки на двигатель.

Но если расчет расхода воздуха осуществляется косвенно по данным датчика абсолютного давления, то нагрузка на двигатель является прямой зависимостью давления в коллекторе.

Чем ниже давление в коллекторе, тем меньше нагрузка на двигатель. И наоборот – чем выше давление в коллекторе, тем больше нагрузка на двигатель.

Именно так это понимает блок управления двигателем.

Поэтому давление в коллекторе является наиважнейшим сигналом для ЭБУ. Даже положение ДЗ не такой важный сигнал для ЭБУ, как давление в коллекторе.

И вот тут начинаются заблуждения и непонятки для многих.

От чего зависит давление во впускном коллекторе

Большинство убеждены, что давление в коллекторе зависит от открытия дроссельной заслонки. Пока заслонка прикрыта – давление маленькое, а когда заслонку открыли – то давление выросло. Как писали мне на Ютуб канале – это простая физика и никак иначе.

Я согласен, что с физикой не поспоришь, поэтому сама физика и поможет мне доказать, что это совершенно не так.

Начнем с того, что посмотреть показания датчика абсолютного давления можно при помощи диагностического сканера или при помощи вольтметра.

Буду писать максимально просто и примитивно, чтобы было легче понять суть.

Мы знаем, что атмосферное давление обычно составляет 101 кПа. А на холостом ходу прогретого двигателя значения во впускном коллекторе составляют около 30 кПа или, примерно, 0.9 -1 В.

Это получается из-за того, что двигатель внутреннего сгорания работает на воздухе с небольшим добавлением массы топлива. И этот воздух он сам в себя всасывает. Как пылесос.

Потребность в воздухе у него большая, но так как дроссельная заслонка практически прикрыта и воздуха поступает очень мало, то двигатель высасывает всё что можно из впускного коллектора. Естественно, давление там падает из-за недостатка молекул воздуха.

И тут многие убеждены, что если приоткрыть дроссельную заслонку, то давление поднимется.

Но на самом деле всё будет совсем не так. Поэтому приходится постоянно отвечать на один и тот же вопрос – “Почему я открыл заслонку, а давление не поднялось, а упало ещё больше? Менять датчик абсолютного давления?

Именно этот постоянный вопрос и побудил меня написать этот пост и ответить раз и навсегда – давление во впускном коллекторе зависит не от дроссельной заслонки, а от нагрузки на двигатель!

Ещё раз повторю:

Давление во впускном коллекторе зависит не от дроссельной заслонки, а от нагрузки на двигатель!

Попробую объяснить.

Автомобиль стоит на месте и двигатель работает в режиме холостого хода. Если мы приоткроем дроссельную заслонку, то давление действительно сделает скачок до 50-100 кПа (в зависимости как её открыть).

Но скачок этот будет кратковременным. Так как двигатель сам по себе довольно медленный и ему необходимо некоторое время, чтобы начать наращивать обороты, то он просто не успевает сразу всосать в себя резкий приток воздуха через открытую ДЗ. Но так как его ничто не держит (автомобиль стоит на месте на нейтральной передаче), то спустя секунду он с легкостью развивает обороты.

Но так как через приоткрытую ДЗ прохождение воздуха всё равно ограничено, то двигатель быстро всасывает в себя всё, что можно. Но так как он уже поднял обороты, то и его “всасывающая” способность увеличилась. Он стал мощнее и с большей силой всасывает в себя воздух. Естественно, давление во впуском коллекторе падает даже ниже того, которое было на холостом ходу.

Вот примеры графиков. Обороты больше 2000, а давление в коллекторе упало с 33 до 23 кПа!

Как проверить ДАД Лачетти

Так и должно быть! Датчик абсолютного давления работает исправно.

Вот ещё наглядно показываю – до открытия дроссельной заслонки давление 30 кПа

Давление во впускном коллекторе

А после открытия 22 кПа

Давление во впускном коллекторе

Ещё раз повторю – открытие дроссельной заслонки не обязательно должно приводить к повышению давления в коллекторе. Потому что не заслонка влияет на повышение давления, а нагрузка на двигатель!

Вот как это выглядит. Допустим мы едем по дороге на 5-й передаче. Затем резко открываем дроссельную заслонку. В коллектор устремляется воздух без каких-либо препятствий, но двигатель уже не в состоянии быстро развить обороты и всосать в себя весь воздух, так как ему кроме самого себя необходимо крутить ещё и колеса! Поэтому ему тяжело и обороты он развивает очень медленно (а может и, вообще, не развивать, если ехать ещё и в гору). Естественно,  воздуха в коллекторе много и давление поднимается практически до атмосферного

Проверка ДАД

Вот в этот момент ЭБУ видит, по большому давлению в коллекторе, что двигатель не в состоянии “переработать” весь воздух, который ему дали и понимает это, как большую нагрузку на двигатель.

Давайте представим ещё одну ситуацию, где мы вообще не будем трогать дроссельную заслонку. Включаем первую передачу едем на ней по ровной дороге. Давление будет практически, как на холостом ходу. Далее двигаемся на подъем, давление станет гораздо выше, чем на хх. А если будем ехать со спуска, тогда давление будет ниже, чем на хх. В этой ситуации мы вообще не трогали заслонку, а давление изменялось в зависимости от нагрузки на мотор. Поэтому ещё раз повторю:

Давление во впускном коллекторе зависит не от дроссельной заслонки, а от нагрузки на двигатель!

Надеюсь, что теперь понятно, тем, кто этого не понимал и переживал за работоспособность своего датчика абсолютного давления.

В этом стареньком видео я рассказывал о правильной работе ДАД

Что не понятно – спрашивайте. Хотите дополнить – дополняйте. Комментарии на странице ниже.

Всем Мира и ровных дорог

avataravataravatar
Поделиться с друзьями
Андрей

Более 15 лет занимаюсь автодиагностикой. И стараюсь делиться своим опытом на страницах этого сайта. Главная задача хорошего диагноста - выявить неисправность даже не заглядывая под капот и не откручивая ни одной гайки.

Оцените автора
Добавить комментарий

  1. Василий

    Добрый вечер. Подскажите пожалуйста, можно ли установить ДАД от другой машины? Цепь питания в порядке, вакуумная трубка чистая и целая. Проблема в датчике, судя по диагностике. Авто Авео 1.6 шанхай. Нормального нет в природе, похоже. Только AliExpress. Нашёл похожий внешне от Ford, но не уверен что будет правильно работать.

  2. Дмитрий

    Доброго времени суток! Подскажите пожалуйста куда рыть, лачетти 1.4 работает, едет все хорошо неожиданно пропадает тяга глохнет. При заглушенной машине ДАД показывает от 10 до 30 кпа, постоит пару раз можно попробовать запустить ее толку не будет и резко давление подниматся до 99 и все можно опять ездить неделю. Что делать и куда копать? Подскажите пожалуйста

  3. Андрей автор

    Приветствую, Дмитрий! Обычно это означает, что в датчике микротрещина

  4. Дмитрий

    Спасибо, значит надо искать новый датчик и менять

  5. Дмитрий

    у меня когда-то глохла, хотел менять датчик. поменял шланг, все заработало. вместо пластикового с резиновыми наконечниками поставил обычный шланг высокого давления.

  6. Александр

    Здравствуйте. Показания ДАД при работающем двигателе 38-42. Показания очень завышены. Но где то встречал информацию, что для машин с автоматом это норма… Так ли это? Спасибо

  7. Андрей автор

    Александр, да, для АКПП это обычно нормально

  8. Дмитрий

    Добрый день. Иногда наблюдаю следующую картину: на холостом ходу обороты порядка 1200-1500 давление 26-28. Двигатель прогрет. Если заглушить и дать минут 10 постоять, то после запуска обороты 750 давление 33-34. Что это может быть? Заранее спасибо…. и ещё нюанс – дроссельная заслонка на хх 12 градусов всегда… двигатель 1.8, заслонку чистил, адаптации сбивал.

  9. Андрей автор

    Приветствую, Дмитрий. Что касается положения ДЗ, то на обычных 1.8 и на ЛДА 1.8 этот параметр отличается. Для одних норма 0% на хх, а для вторых 10-13%. Поэтому тут проблем нет.
    А вот с оборотами и давлением причин очень много. Начиная от плохой “массы” и трещин в ДАД и заканчивая некорректным переходом в режим холостого хода из-за нестабильного сопротивления в цепи ДПДЗ-ЭБУ

    avatar
  10. Дмитрий

    Спасибо за ответ! С массой и трещиной сегодня посмотрю… а вот по сопротивлению немного неясно… При нестабильном сопротивлении в цепи ДПДЗ-ЭБУ как будет вести себя значение положения ДЗ при диагностики? Как я понимаю (могу ошибаться) если проблема в сопротивлении – то возможны 2 варианта:
    -заслонка закрыта, на экране при диагностики непонятные значения
    – заслонка открыта, на экране стабильно от 10 до 13.
    В моем случае при диагностики ДЗ закрыта (12 градусов) но обороты и ДАД реагируют так, как будто заслонка немного приокрыта… можно ли тогда предположить, что к возможным проблемам ДАД добивалась вероятность неправильной работы ДЗ?

  11. Андрей автор

    Дмитрий, логика верна. Могут быть проблемы и с дросселем. На этих моторах сложнее всего диагностировать дпдз. На 1.6 установлен выключатель хх, а на 1.8 это делается по напряжению дпдз.
    Поэтому проценты на экране дают не полную информацию. Необходимо замерять напряжение и стабильность сопротивления цепи дпдз. Вот один из примеров диагностики из сервис мануала
    https://moylacetti.com/p0123/

  12. Дмитрий

    В общем немного о проделанной работе.
    1. Массы проверены.
    2. В ДПДЗ не заглядывал ( решил разобраться с ДАД)
    3. ДАД визуально проверен – повреждений нет.
    Но, обратил внимание на бараметрическое давление показанное датчиком 102 кПа, что натолкнуло на размышление. На улице по прогнозу погоды должно быть 100кПа. У знакомого одолжил его ДАД. По этому датчик 99кПа. На хх начали странно вести себя топливные коррекции.. до этого были +-3%, а тут накопленая корекция ушла за -6%, короткосроная прыгает от +1 до -4. При этом давление 34-35, обороты 750-800… двигатель прогрет. В общем все как-то странно….

  13. Андрей

    Доброго времени суток, подскажите пожалуйста как используется датчик абсолютного давления при работе топливной системы без “обратки”?

  14. Андрей автор

    Приветствую, Андрей. Системы разные бывают, поэтому разницы как таковой нет. Датчик измеряет давление в коллекторе, что напрямую дает сведения о нагрузке на двигатель. Также он измеряет атмосферное давление, для корректировки смеси зависимо от барометрического давления. Он может быть один. А может быть и два – один измеряет атмосферное давление, а второй давление на впуске.
    Единственное отличие – это коррекция времени впрыска. На системах с обраткой изменяется давление топлива в зависимости от давления на впуске. На тупиковой системе давление постоянно, поэтому исходя из давления на впуске, ЭБУ корректирует впрыск (потому что разное давление по разному влияет на работу форсунок)

    avatar
  15. Андрей

    Здравствуйте, Андрей. Благодарю за ответ, практически удалось защитить лабораторную работу в универе)), но хотел бы еще кое что уточнить, а именно, как разное давление во впускном коллекторе влияет на работу форсунок?

  16. Андрей автор

    Приветствую, Андрей. Если бы форсунки работали только при атмосферном давлении, то на них бы действовало только давление топливного насоса. А при разрежении во впуске, на них действует ещё и это разрежение, которое высасывает топливо из форсунок. Поэтому при одинаковой длительности впрыска из форсунки выйдет разная масса топлива при 90 кПа в коллекторе и при 20 кПа в коллекторе. В первом случае на форсунку действует давление 410 кПа, а во втором 480 кПа

    avatar
  17. Александр

    Здравствуйте уважаемый Андрей. У меня на авео 1.5 mr140 во время поездки (каждой) Барометрическое давление плаавно спускается с 98 (при старте) до 81 (и так и остается до конца поездки) стабильно, (опускается плавно в течении около 20мин). В чем может быть проблема?

  18. Андрей автор

    Приветствую, Александр. Возможно изменяется сопротивление в самом датчике от прогрева. Ну и напряжение 5В было бы не плохо измерить

  19. Сергей

    Здравствуйте.
    Время от времени выскакивает чек с кодом 0107. До сути пока не докопался т.к дефект исчезающий. Явного обрыва или замыкания в проводке не вижу, 5 вольт на датчик вижу мультиметром. подключен БК Мультитроникс, параметр давления во впуске выведен на его дисплей. При езде цифры меняются примерно так как Вы описываете. Но наблюдал, что иногда выскакивает цифра 12, это на ходу. А это уже критерий выставления кода 0107.
    Вот интересно, это однозначно признак реальной неполадки цепи датчика или действительно давление по каким-то причинам у меня выскакивает за 12 КПа, а датчик меряет правильно?

  20. Андрей автор

    Приветствую, Сергей. По статистике чаще всего это трещина в датчике, которая периодически себя проявляет. ДАД редко сразу выходит из строя, а ведет себя именно так

  21. Сергей

    Спасибо Андрей, здравствуйте.
    Разглядывал корпус датчика под лупой, ничего не разглядел. Датчик пока живой ( чек эндж. пока больше не выскакивал)
    Сегодня подключался с ноутбуком. Опыта работы с программой нет, поэтому сразу выпало несколько загадок. Не с первого раза соединился с ЭБУ. Но всё же соединился. Двигатель холодный не заведённый. Сразу бросилось в глаза Др. заслонка открыта на 9%. ?
    При попытке запуска движок просто не заводится. Завёлся только когда отсоединил разъём под рулём ? Соединился с заведенным. Те же 9%. Когда немного прогрелся и обороты ХХ упали до 800 примерно, всё равно заслонка на 7.5%.
    С шагами регулятора что-то непонятно желаемое 80шаг, реальное 81шаг.
    С датчиков кислорода почти одинаковые сигналы
    Буду читать Ваши статьи и постепенно разбираться со своими логами.
    Вам мира и ровных дорог!

    avatar
  22. Сергей

    Еще о ДАД. На схемах он нарисован как резистивный потенциометр. Не задумываясь о том, какой там чувствительный элемент, просто с движка снимается потенциал пропорциональный давлению. Но видимо там не так просто. Я мерил сопротивления между крайними выводами. Там примерно 1.6 кОм. Но средний вывод совсем не звонится с другими. Похоже не резистор там. Возможно схемка на полевых транзисторах. Т.е. тупо мультиметром не проверить.

    avatar
  23. Виктор

    Здравствуйте Андрей, я на киа форумах ничего не нашёл по этой теме, увидел у вас хорошую статью, у меня Соренто дизель, но я думаю что суть работы датчика от этого не изменится, у меня всегда показания 100.4-100.3, иногда 100.2Кра других не бывает, не на ходу не на холостых, почему задаюсь вопросом не могу победить расход. Больше на 7 литров, скажите ваше мнение ему хана или так может быть, я сам думаю что так не должно быть, в Соренто клубе задавались вопросы по этому датчику, но в основном у людей стоит на месте , но показания 19-36 по моему!

  24. Юрий

    Всем привет.
    Есть такая проблема, раньше не обращал внимание на это,при диагностике елм327 показавает борометрическое давление 145 а абсолютное на холостых 35.Как будет вести себя авто при таких показаниях.ДПРВ не работает,не могу найти причину.Заводится нормально в любую погоду.

  25. Никита

    Юра, привет. У меня барометричечкое показывало 111 кпа. Ехала в принципе нормально. Со временем и абсолютное стало 111 кпа и ехать было невозможно, захлебывалась, мотор трясся и воняло бензином. Заменил датчик и всё ок

  26. Юрий

    Дальше -больше.Дошло барометрическое до 168кпа,абсолютное в норме.Нужно было снять АКБ и после её возврата глянул на давление и….. и оно показывало 4кпа,но что интересно или смешно что после каждого включения зажигания давление на 1-1.5кпа поднимается.
    Поменяю датчик посмотрим что изменится.