Вы находитесь тут: Мой Лачетти » Автолюбителям на заметку » Система вентиляции картера

Система вентиляции картера

Как устроена система вентиляции картера? Зачем она нужна и как работает? Что делает клапан PCV? Ответим на эти и некоторые другие вопросы, связанные с системой вентиляции картерных газов.

Эта простая и порой незаметная система устанавливается на все автомобили – старые и новые, карбюраторные и инжекторные, бензиновые и дизельные…

Со временем данная система становится умнее и сложнее, а пользу от её труда невозможно переоценить.

Система вентиляции картера выполняет самую грязную, но очень полезную работу как для экологии, так и для самого двигателя.

Но мало кто уделяет ей должное внимание и даже больше – мало кто задумывается, зачем, вообще, данная система нужна и какую роль она играет в работе двигателя внутреннего сгорания.

Зачем нужна система вентиляции картера

Дело в том, что при работе двигателя внутреннего сгорания неизбежно проникновение некоторого количества газов из камеры сгорания в картер двигателя. Эти газы просачиваются через неплотности между поршнем и стенками цилиндра. Плюс ко всему, от перепадов температур постоянно меняется давление в картере.

Прорвавшиеся газы пагубно влияют на свойства масла и окружающую среду, а также повышают давление в картере, что неизбежно приведёт к течи в местах уплотнений двигателя и перерасходу масла.

Вот для отвода этих газов и для снижения давления в картере двигателя и нужна данная система.


Как работает система вентиляции картера

Существует два типа данных систем:

  • Открытого типа – более старая. В данной системе полость картера соединялась непосредственно с атмосферой. У данной системы было два существенных недостатка. Первый – это сильное загрязнение окружающей среды, а второй – при остывании двигателя в картер засасывалась влага, пыль и т.п. Можно и сейчас наблюдать, как под капотом стареньких Жигулей телепается шланг, а из него валит огромное количество дыма. Это пример системы открытого типа. На самом деле этот шланг должен был идти к корпусу воздушного фильтра, подводя картерные газы к карбюратору для дальнейшего сжигания их в двигателе. Но чтобы не загрязнять впускной тракт маслянистыми отложениями от работы изношенного двигателя, наши люди, как всегда нашли простое решение.
  • Закрытого типа (или принудительная вентиляция) – система вентиляции картера нашего времени. В данной системе полость картера не имеет непосредственного контакта с атмосферой. Её мы и будем рассматривать более подробно на примере автомобиля Шевроле Лачетти. Но принцип работы ни чем существенным не отличается от других автомобилей.

Система вентиляции картера закрытого типа, как уже говорилось, не сообщается непосредственно с атмосферой, поэтому одновременно с отсосом газов и паров бензина в картере образуется разрежение при всех режимах работы двигателя, что повышает надежность различных уплотнений двигателя и уменьшает выброс токсичных веществ в атмосферу. Это касается исправных двигателей. Если двигатель сильно изношен и сапунит, то производительности системы вентиляции для создания разрежения в коллекторе может не хватить.


В систему вентиляции картерных газов обычно входят три составляющие – соединительные шланги, маслоотделитель (сепаратор) и клапан PCV.

Вся суть системы основана на отсосе газов из картера благодаря разрежению во впускном коллекторе. Простыми словами, двигатель сам высасывает газы из своего же картера и их сжигает.

Из картера газы по шлангу поступают к штуцеру клапанной крышки

Система вентиляции картера

В полости клапанной крышки находится маслоотделитель, который отделяет частички масла от газов. Эти частички собираются в капли и под действием силы тяжести стекают обратно в картер.

Мойка клапанной крышки

Мойка клапанной крышки

Пройдя маслоотделитель, газы подходят ко второму штуцеру клапанной крышки, расположенному на противоположном конце. В штуцер вкручен клапан вентиляции картера PCV. А также подключаются две трубки – перед клапаном и после клапана

Система вентиляции картера автомобиля Лачетти

Первая трубка отводит газы в полость перед дроссельной заслонкой, а вторая, через клапан в задроссельное пространство.

Именно клапан является самой важной составляющей правильной работы системы вентиляции картера любого автомобиля с закрытым типом вентиляции.

Клапан системы вентиляции картера

Не смотря на свой примитивный вид, он не такой простой, как кажется. Многие ошибочно считают, что это обычный обратный клапан. Да, это обратный клапан, но не обычный :-)

Были случаи, когда некоторые умельцы пытались его заменить каким-либо похожим обратным клапаном. Этого делать категорически нельзя!

Вот я показал устройство клапана PCV на видео

Клапан PCV выполняет несколько функций:

  • не пускает воздух в обратном направлении (из дросселя в картер)
  • снижает пропускную способность при большом разрежении в коллекторе
  • открывается полностью при низком разрежении в коллекторе

При полностью открытой дроссельной заслонке, когда разрежение во впускном коллекторе невелико, клапан полностью открыт под действием встроенной в него пружины и картерные газы свободно проходят из картера в коллектор. При закрытой дроссельной заслонке (режим холостого хода) разрежение во впускном коллекторе увеличивается, а проходное сечение клапана уменьшается. Благодаря этому поступление картерных газов в коллектор ограничивается и обеспечивается устойчивая работа двигателя в режиме холостого хода.

Вот пример работы клапана вентиляции картера (PCV)

Как работает клапан PCV

Более подробно про этот клапан можно почитать и посмотреть не странице Клапан PCV

Засорение клапана вентиляции картерных газов может привести к его заклиниванию, что обязательно отразится на работе двигателя.

При заклинивании в открытом положении:

  • возрастут обороты холостого хода (РХХ их понизит, конечно, но проблема от этого не исчезнет)
  • может увеличиться расход топлива
  • работа на хх может стать неустойчивой

При заклинивании в закрытом положении:

  • возрастёт давление в картере
  • течь масла через всевозможные уплотнения и сальники
  • возможно нарушение работы системы смазки

Думаю, этих доводов достаточно, чтобы проверить работу клапана PCV и всю систему вентиляции картера в целом. А также начать проводить обслуживание системы через определённый промежуток времени или через определённый пробег.

Для этого достаточно вывернуть клапан PCV

Клапан вентиляции картерных газов Лачетти

Осмотреть его на наличие загрязнений и повреждений

Клапан PCV

Клапан системы вентиляции картерных газов

Промыть клапан PCV и трубки очистителем инжектора

Очиститель инжектора

Промывка клапана вентиляции картерных газов Лачетти

Промывка системы вентиляции картерных газов Лачетти

Как проверить клапан PCV

После промывки, можно проверить общее состояние клапана. При малейшем подозрении на неисправность, клапан лучше заменить.

Проверка клапана системы вентиляции картера:

  • потрясти клапан – должно ощущаться и слышаться болтание элементов клапана – значит система клапана находится в свободном положении и не заклинила
  • подуть в обратную часть клапана (там где резьба) – воздух должен свободно проходить
  • подуть сильно в штуцер – воздух не должен проходить
  • всосать воздух со стороны штуцера, создавая разрежение до 30 кПа )))  Если Вы на это способны, то клапан должен почти закрыться. Но если Вы не супермен, а обычный человек, тогда подключите к клапану его трубку, но клапан не вкручивайте. Клапан pcv проверка Заведите двигатель и дайте поработать на холостом ходу – клапан должен прикрыться. Можете заодно “погазовать” и посмотреть за работой клапана. При повышении оборотов, шток должен возвращаться в исходное положение, а при работе на холостом ходу – углубляться внутрь. Также при работе на холостом ходу необходимо пальцем легонько закрыть отверстие. Шток должен при этом вернуться в исходное положение. Также должно прослушиваться характерное клацанье. Вот снял этот процесс на видео, чтобы было понятней

Я данную процедуру провожу при каждой чистке дроссельного узла.

Плюсы и минусы закрытой системы вентиляции картерных газов

В конце хотелось бы сравнить достоинства и недостатки системы вентиляции картера для тех, кто мечтает избавиться от неё.

Минусы системы вентиляции картера:

  • замасливание впускного тракта двигателя – необходима регулярная чистка
  • при плачевном состоянии двигателя объём картерных газов на столько велик, что о нормальной работе системы и двигателя можно забыть – требуется ремонт двигателя

Плюсы системы вентиляции картера:

  • чище наш с Вами воздух, так как картерные газы на много токсичней отработанных
  • меньше шансов наблюдать течь через уплотнения и сальники
  • увеличивается ресурс моторного масла
  • уменьшаются окислительные процессы внутри двигателя
  • картерные газы повышают детонационную стойкость
  • картер не сообщается с атмосферой, в следствие чего в него не засасывается пыль и влага

Хотя ладно, ещё кое-что напишу :-)

Что будет если заглушить систему вентиляции картера

Это реальная история.

Жил-был хороший парень и был у него Ваз 2106. Как и большинство водителей он отключил шланг вентиляции картерных газов от фильтра на карбюраторе и оставил его телепаться под капотом. Всё было как у всех – ездил, дымил потихоньку, никого не трогал.

Затем ему в голову пришла на первый взгляд нормальная идея – всё это дело окультурить, чтобы не дымило под капотом и не тянуло этой гадостью в салон. Он взял более длинный шланг и протянул его под днищем в район подвесного подшипника кардана. Всё хорошо подвязал и снова ездил дымил потихоньку.

Пришла зима. Вечером, после работы, каждый по своим машинам и собираемся разъезжаться по домам. Он завёл двигатель и стал ждать пока я отъеду, чтобы освободить проезд.

Я в своих мыслях тыкаю ключ в замок, включаю зажигание и тут раздаётся жуткий взрыв! Я с перепугу даже не понял, что происходит. Выскочил из машины, смотрю, у напарника глаза по пять копеек, весь трусится, а из под капота дымок идёт.

Открываем капот, а там… Хай Бог милует… Всё в масле, щупа нету на месте, шланг его вентиляции сорвало. Проводка, двигатель, капот – всё истекает маслом! Жуть, в общем…

Заглянули под машину, а из его шланга вентиляции висит большая-прибольшая сосулька. Тут всё стало понятно. Шланг этот был длинный и подвязан в нескольких местах. Мало того, что шёл “волнами”, так ещё и немного вверх. Там постоянно собирался конденсат и никуда не стекал, а с приходом морозов, начал обмерзать, пока не заглушил вентиляцию картера полностью.

Вот такие дела.

Теперь, в принципе, и всё, о чём хотелось написать про систему вентиляции картера.

Ну, и видео про систему вентиляции картера

Всем Мира и ровных дорог!!!

Ещё в сообществе Мой Лачетти:

Заглушить ЕГР (EGR) или оставить?

Греется колесо Лачетти

Замена масла Шевроле Лачетти

Если статья была Вам интересна, поделитесь ею в соцсетях

Комментарии (16)

  1. Дмитрий

    На моей машине(2010 г.в.) из клапана PCV идет всего одна трубка к “последроссельному пространству”)), зато, есть другая, она идет так же из клапанной крышки и подключается до дросселя. Выходит у меня 2 клапана PCV стоят?

  2. Андрей (Автор записи)

    Дмитрий, нет, клапан один. Как и в случае, приведённом в статье, длинный шланг, подключаемый до дросселя, стоит без клапана.
    Клапан необходим только для подключения к задроссельному пространству.

  3. Дмитрий

    Спасибо, понял)
    Подскажите, ждать ли от вас записи по поводу чистки/обслуживания клапана ЕРГ?
    А то я жду :)

  4. Андрей (Автор записи)

    Я понял :)
    Если честно, Дмитрий, пока не знаю. Вернее, статья будет, но сроки назвать не могу.
    Как только попадётся Лачик с ЕГР, то предложу хозяину обслужить эту систему безвозмездно за возможность сделать фотоотчёт :-)
    Пока как-то так… :scratch:

  5. Дмитрий

    понял)) наверное вам это не совсем выгодно, за бесплатно обслуживать чужие машины)
    Спасибо что делитесь полезной информацией)

  6. Андрей (Автор записи)

    Не за что, Дмитрий!
    Выгодно, не выгодно, а до каждой мелочи докопаться хочется. Да и люди добрым словом вспомнят. За спасибо, конечно, пузо не отрастишь, но на душе приятно.
    Со временем всё разберём/соберём и почистим ;-)

  7. Артем

    Здравствуйте. У меня клапанная крышка старого образца. И у меня нет Г-образного выхода справа. Откуда в моем случае картерные газы поступают в маслоуловитель, если нету прямого шланга от картера как на картинке в статье?

  8. Андрей (Автор записи)

    Приветствую, Артем.
    В двигателях с такими крышками картерные газы проходят внутри двигателя по каналам через головку под клапанную крышку. В маслоотделитель газы попадают в том же углу, как и у крышки с г-образным штуцером. Если крышку снять и посмотреть изнутри, то там всё одинаково, что со штуцером крышка, что без него. Смысл работы одинаков, только подвод газов разный.

  9. Артем

    Спасибо за исчерпывающий ответ!

  10. Роман

    Добрый день! Подскажите, обнаружил, что шланг отсоединен от клапана, кто так сделал – не знаю. Но при присоединении шланга к клапану – машина глохнет. Дело в клапане и нужно его менять или это с чем-то другим связано?

  11. Андрей (Автор записи)

    Приветствую, Роман! Дело не в клапане.
    Двигателю для работы нужен воздух. Сейчас часть воздуха поступает через этот шланг (подсос). Когда Вы одеваете шланг на клапан, то подача воздуха через шланг практически прекращается и двигатель начинает глохнуть.
    Но!!! В этой ситуации РХХ в дроссельном узле должен приоткрыть заслонку для доступа воздуха, чтобы сохранить заданные обороты холостого хода.
    Так как подсос воздуха не маленький через шланг, то РХХ требуется некоторое время для отрабатывания всего механизма. Обычно это время составляет несколько секунд.
    Одевайте шланг не резко, а как бы постепенно, под углом, чтобы РХХ успел отработать, а двигатель не успел заглохнуть.
    Я так делал часто по разным причинам. Проверенно! РХХ должен успеть отработать.
    Если же вдруг рхх не открывает заслонку на нужный угол для работы на хх, то необходимо сделать сброс адаптаций.
    Если и это не поможет, то необходимо провести диагностику РХХ, может он не работает и поэтому сняли шланг, чтобы обеспечить доступ воздуха в двигатель.

  12. Роман

    Спасибо большое за ответ. Вот почему-то у меня ощущения, что именно с РХХ и есть проблемы, хотя обязательно проверю сначала ваши методы, надеюсь поможет. Но просто я не понимаю, как и когда этот шланг кто-то снял, так как до меня машина была у отца и он снятого шланга не помнит, я отдавал один раз машину в сервис по замену подшипника компрессора кондиционера. Но ведь у меня с надетым шлангом машина вообще не заводится, если только газ держать и не отпускать, так она и дымить начинает из глушителя. Как бы я тогда так ездил до сервиса, где это мне могли сделать, как-то не очень я понимаю.
    И тогда еще подскажите, насколько катастрофично ездить со снятым так шлангом? Получается с улицы пыль и грязь летит в двигатель?

  13. Роман

    И ведь тогда и из клапана все на улицу летит, без надетого шланга?

  14. Андрей (Автор записи)

    Объясню в реальных цифрах.
    Когда всё исправно и находится на своих местах, то наша заслонка на хх открыта на 2-3%. Через эту щель проходит ровно столько воздуха, сколько нужно для поддержания оборотов в районе заданных (750-850).
    Когда мы снимаем шланг, то обороты резко возрастают, так как поступает много воздуха.
    ЭБУ это видит и при помощи РХХ прикрывает заслонку до 0,8%. Обороты приходят в норму.
    Т.е. на сервисе спокойно могли забыть одеть этот шланг и Вы спокойно могли ездить даже не подозревая об этом. Обороты те же, но заслонка открыта не на 2-3%, а всего лишь на 0,8.
    Ездить так можно, но не нужно. Так как, во-первых, не фильтрованный воздух попадает в коллектор, а потом и в двигатель. А, во-вторых, РХХ уже находится в своём крайнем положении и если будет необходимость снизить немного обороты на хх, то он этого уже не сможет сделать, так как банально уже некуда закрывать заслонку.
    Если долго так ездили, то возможно необходимо уже сбросить адаптации.
    При наличии диагностического адаптера можно быстро понять – работает РХХ или нет.
    https://moylacetti.ru/diagnostika-lachetti/
    Если его нет, то можно оценить ситуацию при помощи мультиметра
    https://moylacetti.ru/kak-proverit-dpdz/

  15. Роман

    Спасибо огромное! “Разжевали” так, что лучше и некуда) намного понятнее стало, пойду скорее пользоваться советами)

  16. Андрей (Автор записи)

    Не за что, Роман! ;-) Если понятнее стало, значит я не зря старался :mail:
    Надеюсь, будет теперь легче решить проблему :-)

Оставить комментарий