Содержание
Периодическая диагностика тормозной системы автомобиля является основой безопасной эксплуатации транспортного средства. Рассмотрим процедуру диагностики тормозной системы на примере автомобиля Шевроле Лачетти
Проверка тормозной системы
Проверка эффективности тормозной системы должна проводиться на ровном, сухом и чистом участке дороги без выбоин. Проверка не будет по-настоящему эффективной, если покрытие на выбранном участке дороги мокрое, замаслено или покрыто гравием, т. к. в этом случае сцепление шин разных колес с дорогой не будет одинаковым.
Наличие неровностей также может оказать отрицательное влияние на проведение испытания, т. к. вес автомобиля будет резко перераспределяться по колесам, вызывая их подпрыгивание.
Испытание тормозной системы необходимо проводить на разных скоростях, прилагая разные усилия на педаль, при этом, однако, следует избегать блокировки колес. Блокировка колес и переход в юз не свидетельствуют об эффективности тормозной системы, т.к. при заблокированных колесах тормозной путь будет длиннее. Сцепление шины с дорогой будет сильнее, когда к колесу прилагается максимальное тормозное усилие без блокировки, а не при скольжении шины по дорожному покрытию.
При более резком торможении может потребоваться большее усилие на педали.
На эффективность торможения оказывают влияние три основных внешних фактора:
- Неравномерное сцепление шин с дорогой может привести к неравномерности торможения. Давление во всех шинах должно быть одинаковым. Износ протектора шин по правому и левому борту должен быть приблизительно одинаковым.
- Неравномерное распределение нагрузки автомобиля также может привести к снижению эффективности торможения, т.к. на колесе с максимальной нагрузкой необходимо большее тормозное усилие, чем на остальных колесах.
- Нарушение углов установки колес, в частности углов развала и продольного наклона оси поворотного шкворня, вызывает увод автомобиля в сторону при торможении.
Для проверки утечки тормозной жидкости нажмите и удерживайте педаль тормоза при работающем на холостом ходу двигателе и рычаге переключения передач в нейтральном положении (NEUTRAL). Если при этом педаль постепенно проваливается, это указывает на возможную утечку в системе гидропривода тормозов. Осмотрите систему, чтобы убедиться в отсутствии или наличии утечек.
Проверьте уровень жидкости в главном цилиндре. Незначительное снижение уровня жидкости в бачке может быть связано с износом накладок колодок тормозных механизмов. Значительное снижение уровня указывает на наличие утечек в системе. Утечки в системе гидропривода могут быть внутренними или внешними. Процедура проверки главного цилиндра приведена ниже. При проведении этой проверки незначительные утечки могут быть не обнаружены. Если уровень жидкости в норме, проверьте длину толкателя вакуумного усилителя. При необходимости отрегулируйте длину толкателя или замените его.
Проверьте работоспособность главного цилиндра следующим образом:
- Убедитесь в отсутствии трещин отливки корпуса цилиндра, а также подтекания тормозной жидкости. Утечкой может считаться жидкость в объеме не менее одной капли. Конденсат на поверхности цилиндра не является утечкой.
- Убедитесь в отсутствии заедания привода педали, а также в правильности регулировки толкателя. Если и привод, и толкатель в норме, разберите главный цилиндр и убедитесь в отсутствии деформации или набухания уплотнительных прокладок цилиндра и поршня. Наличие набухших прокладок указывает на использование нестандартной или загрязненной тормозной жидкости. В случае загрязнения жидкости следует полностью разобрать главный цилиндр и прочистить все детали, а все уплотнительные кольца необходимо заменить на новые. Все трубопроводы также следует промыть.
Использование нестандартной тормозной жидкости, наличие в ней минерального масла или воды может привести к закипанию тормозной жидкости или повреждению резиновых уплотнителей. Набухание тарелок главного поршня свидетельствует о повреждении резиновых уплотнителей. В системах с барабанным тормозом на это также может указывать набухание уплотнительных колец поршня колесного цилиндра.
При наличии явных признаков повреждения резиновых элементов следует разобрать систему гидропривода и промыть все детали спиртом. Перед сборкой высушите детали струей сжатого воздуха, чтобы не допустить попадания спирта в систему. Замените все резиновые элементы, включая шланги. Кроме того, при работе с тормозным механизмом следует убедиться в отсутствии жидкости на тормозных накладках. При обнаружении жидкости следует заменить накладки.
Если прокладки поршня главного цилиндра в норме, проверьте систему на наличие утечек или перегрева. Если утечки и перегрев не обнаружены, слейте тормозную жидкость, промойте ей главный цилиндр и снова залейте жидкость в цилиндр. Затем прокачайте тормозную систему, чтобы удалить из нее воздух. См. процедуру «Прокачка тормозной системы вручную» или «Прокачка тормозной системы под давлением» в этом разделе.
Проверка состояния шлангов
Проверку состояния шлангов гидравлической тормозной системы необходимо проводить не реже двух раз в год. Шланги следует проверять на отсутствие повреждений щебнем или гравием, отсутствие трещин, потертостей внешней оболочки шланга или вздутий, а также на разгерметизацию. Убедитесь в правильности прокладки и крепления шлангов. Если шланг задевает за элементы подвески автомобиля, со временем это приведет к его истиранию и выходу из строя. Для проведения проверки вам потребуется переносная лампа и зеркало. При обнаружении любого из вышеперечисленных дефектов следует устранить его или заменить шланг.
Срабатывание контрольной лампы
В данной системе используется контрольная лампа тормоза, расположенная в комбинации приборов. Если замок зажигания находится в положении START, контрольная лампа тормоза загорается, а затем снова гаснет при переводе ключа в положение RUN.
Контрольная лампа загорается в следующих случаях:
- Включение стояночного тормоза. Контрольная лампа должна загораться каждый раз при включении стояночного тормоза, если замок зажигания находится в положении ON.
- Низкий уровень тормозной жидкости. При снижении уровня жидкости в главном цилиндре ниже допустимого уровня контрольная лампа должна загореться.
- Отключение системы электронного распределения тормозных усилий (EBD). Контрольная лампа должна загораться при возникновении неисправности системы электронного распределения тормозных усилий (EBD).
Диагностика цепи контрольной лампы стоп-сигнала
Описание проверки
Последовательность соответствует шагам, указанным в диагностической таблице.
- На автомобилях, оборудованных АБС, при включении зажигания контрольная лампа тормоза должна сначала загореться, а затем погаснуть. Тем самым проверяется исправность лампы индикатора. На автомобилях, не оборудованных АБС, контрольная лампа тормоза загорается только при снижении уровня тормозной жидкости ниже допустимого или при включении стояночного тормоза.
- Датчик уровня тормозной жидкости является нормально разомкнутым. Если при отключении датчика контрольная лампа загорается, датчик заблокирован в замкнутом состоянии.
- Если контрольная лампа продолжает гореть при отключении датчика стояночного тормоза, цепь датчика замкнута на землю.
- Если после проведения других проверок контрольная лампа тормоза отключается при разъединении разъема J1 контроллера тормозной системы, контроллер тормозной системы неисправен.
- Если контрольная лампа тормоза не загорается, неисправна цепь питания лампы от замка зажигания.
- На этом этапе определяется, находится ли неисправность в цепи питания контрольной лампы от замка зажигания или в комбинации приборов.
- Контрольная лампа тормоза должна загораться при замыкании разъема стояночного тормоза на землю.
- Если лампа продолжает гореть после замыкания контактов датчика уровня жидкости, датчик неисправен.
Диагностика цепи контрольной лампы стоп-сигнала
Шаг | Операция | Значения | Да | Нет |
1 |
Включите зажигание.
Контрольная лампа тормоза горит постоянно?
|
—
|
Перейдите к Шагу 2
|
Перейдите к Шагу 18
|
2 |
Проверьте контрольную лампу АБС.
Контрольная лампа АБС включена?
|
—
|
Перейдите к Шагу 3
|
Перейдите к Шагу 4
|
3 |
Используйте диагностический прибор, чтобы проверить наличие кодов неисправностей. Следуйте инструкциям для обнаруженного кода.
Лампа продолжает гореть?
|
—
|
Перейдите к Шагу 4
|
Система исправна
|
4 |
Полностью отпустите рычаг стояночного тормоза.
Лампа выключена?
|
—
|
Система исправна
|
Перейдите к Шагу 5
|
5 |
Проверьте уровень тормозной жидкости.
Уровень жидкости в норме?
|
—
|
Перейдите к Шагу 7
|
Перейдите к Шагу 6
|
6 |
Лампа горит?
|
—
|
Перейдите к Шагу 7
|
Система исправна
|
7 |
Разъедините разъем датчика уровня жидкости.
Лампа горит?
|
—
|
Перейдите к Шагу 9
|
Перейдите к Шагу 8
|
8 |
Замените датчик уровня тормозной жидкости.
Ремонт закончен?
|
—
|
Система исправна
|
—
|
9 |
Лампа горит?
|
—
|
Перейдите к Шагу 11
|
Перейдите к Шагу 10
|
10 |
Замените датчик стояночного тормоза.
Ремонт закончен?
|
—
|
Система исправна
|
—
|
11 |
Подключите датчик стояночного тормоза.
Автомобиль оборудован АБС?
|
—
|
Перейдите к Шагу 12
|
Перейдите к Шагу 14
|
12 |
Лампа горит?
|
—
|
Перейдите к Шагу 14
|
Перейдите к Шагу 13
|
13 |
Замените контроллер тормозной системы.
Ремонт закончен?
|
—
|
Система исправна
|
—
|
14 |
Неисправность обнаружена?
|
—
|
Перейдите к шагу 17
|
Перейдите к шагу 15
|
15 |
Проверьте цепь между контактом A19 комбинации приборов и датчиком стояночного тормоза на замыкание на землю.
Неисправность обнаружена?
|
—
|
Перейдите к шагу 17
|
Перейдите к шагу 16
|
16 |
Проверьте цепь между контактом A19 комбинации приборов и контактом 21 разъема контроллера тормозной системы на замыкание на землю.
Неисправность обнаружена?
|
—
|
Перейдите к шагу 17
|
Перейдите к Шагу 18
|
17 |
Устраните неисправность цепи.
Ремонт закончен?
|
—
|
Система исправна
|
—
|
18 |
Проверьте работу контрольной лампы тормоза, выполняя следующие действия:
Контрольная лампа тормоза включается при выполнении всех вышеперечисленных действий?
|
—
|
Система исправна
|
Перейдите к Шагу 19
|
19 |
При выполнении действий, указанных в шаге 18, контрольная лампа не загоралась.
Контрольная лампа оставалась выключенной при выполнении всех действий, перечисленных в шаге 18?
|
—
|
Перейдите к Шагу 20
|
Перейдите к Шагу 27
|
20 |
Предохранитель исправен?
|
—
|
Перейдите к Шагу 22
|
Перейдите к Шагу 21
|
21 |
Замените предохранитель.
Ремонт закончен?
|
—
|
Система исправна
|
—
|
22 |
Проверьте, не перегорела ли контрольная лампа тормоза.
Лампа исправна?
|
—
|
Перейдите к Шагу 24
|
Перейдите к Шагу 23
|
23 |
Замените перегоревшую лампу.
Ремонт закончен?
|
—
|
Система исправна
|
—
|
24 |
Показания вольтметра соответствуют указанному напряжению?
|
11-14 В
|
Перейдите к Шагу 25
|
Перейдите к Шагу 26
|
25 |
Ремонт закончен?
|
—
|
Система исправна
|
—
|
26 |
Ремонт закончен?
|
—
|
Система исправна
|
—
|
27 |
Снова включите стояночный тормоз.
Загорается ли контрольная лампа при включении стояночного тормоза?
|
—
|
Перейдите к Шагу 28
|
Перейдите к Шагу 30
|
28 |
Снимите крышку бачка тормозной жидкости.
Загорается ли контрольная лампа при снятой крышке бачка тормозной жидкости?
|
—
|
Перейдите к Шагу 29
|
Перейдите к Шагу 32
|
29 |
Проверьте цепь между контактом A1 разъема комбинации приборов и контактом 21 разъема контроллера тормозной системы на разрыв.
Неисправность обнаружена?
|
—
|
Перейдите к шагу 17
|
Перейдите к Шагу 13
|
30 |
Лампа горит?
|
—
|
Перейдите к Шагу 10
|
Перейдите к Шагу 31
|
31 |
Ремонт закончен?
|
—
|
Система исправна
|
—
|
32 |
Лампа горит?
|
—
|
Перейдите к Шагу 8
|
Перейдите к Шагу 33
|
33 |
Горит ли контрольная лампа?
|
—
|
Перейдите к Шагу 34
|
Перейдите к Шагу 35
|
34 |
Устраните разрыв в цепи между землей и датчиком уровня тормозной жидкости.
Ремонт закончен?
|
—
|
Система исправна
|
—
|
35 |
Устраните разрыв в цепи между контактом A1 разъема комбинации приборов и датчиком уровня тормозной жидкости.
Ремонт закончен?
|
—
|
Система исправна
|
Как промыть тормозную систему без разбора?
Вот так https://moylacetti.ru/zamena-tormoznoj-zhidkosti-lachetti/