Как проверить и промыть форсунки

Негерметичная топливная форсунка Ремонт Шевроле Лачетти

Фотоотчёт о том, как проверить и промыть самостоятельно топливные форсунки автомобиля без специальных приспособлений и с минимальным набором инструмента.

По традиции рассмотрим этот процесс на нашем любимом автомобиле Шевроле Лачетти.

Сразу скажу, что я против промывки топливных форсунок без снятия их с автомобиля по двум причинам:

  • после такой промывки нужно будет сменить масло и, желательно, свечи
  • абсолютно невозможно проконтролировать результат и проверить каждую форсунку

Поэтому советую всегда проверять и промывать форсунки со снятием их с двигателя. Тем более это совсем не сложно и займет не больше часа времени.

Примечание! На автомобилях с системой управления двигателем (в народе – инжекторный) и системой впрыска – “впрыск на клапан”(коих большинство на данный момент) требуется чистка трёх вещей – форсунки, впускные клапана и камера сгорания. Особенно впускные клапана, так как они горячие и впрыск происходит именно на них. Из-за этого на клапане образуются нехорошие отложения, мешающие работе клапана и испаряемости бензина, что приводит к плохому смесеобразованию. Поэтому промывка Wynn’s-ом без снятия форсунок также необходима. Желательно делать это перед каждой второй-третьей смене масла. Но это тема другой статьи. Мы же рассматриваем ПРОВЕРКУ И ПРОМЫВКУ ФОРСУНОК с визуальным контролем герметичности и распыления, заменой уплотнителей и без необходимости смены масла! Что при промывке без их снятия не всегда возможно!

Вот статья, как промыть инжектор своими руками без снятия форсунок

Также хочу напомнить, что эта процедура подразумевает контакт с бензином и его парами, поэтому соблюдение элементарных правил безопасности никто не отменял. Основных три:

  • никакого открытого огня и курения в месте проведения работ
  • двигатель должен быть холодным
  • никакой пластиковой тары и пластиковых бутылок! Бензин и пластик – опасная игрушка! Я использую либо стекло, либо металл и никогда не храню бензин в пластиковой таре. Большинство не соблюдает данного правила безопасности и тягают с собой пластиковые бутылки с бензином и, ещё лучше, заливают из них бензин непосредственно в бак автомобиля. Я тоже раньше не предавал этому особого значения и не слушал упреков отца, пока на моих глазах не загорелся человек и не сгорел склад ГСМ. Он просто переливал бензин из бочки в пластиковую канистру. И всё…

Необходимые инструменты и материалы для проверки и чистки форсунок:

  • гаечные ключи на 12 мм и 10 мм (желательно головки или накидные)
  • баллончик очистителя карбюратора/инжектора (обошлось 70 грн. или 3 у.е)
  • 8 новых уплотнительных колечек на форсунки (обошлось 10 грн. или 0,4 у.е. за штуку)
  • отвёртка или маленькая монтажка
  • чистая ветошь
  • небольшая ёмкость (пол литровая банка)
  • мультиметр (по возможности)
  • два провода с вот такими наконечниками (мама) с одной стороны Провод с наконечником "мама"

Можно, конечно, ещё добавить несколько пунктов, но цель всего данного мероприятия – сделать всё с минимумом затрат, без гаража и из подручных материалов.

Зачем проверять и промывать форсунки

У форсунок может быть несколько дефектов, которые могут пагубно сказаться на работе двигателя:

  • форсунка плотно не закрывается и не держит давление топлива
  • забиты проходные каналы и сопла форсунки
  • проблемы в электрической части

Как ни странно, но чаще случается именно первый вариант, а не второй. Поэтому просто чистка форсунок без их проверки – напрасно потраченное время!

Но у современных автомобилей и второй пункт даёт о себе знать. Дело в том, что подача топлива у этих авто, в том числе и Шевроле Лачетти, выполнена без обратки. То есть, всё, что пришло в рампу, может уйти только через форсунки и ни как иначе. Получается, что любая частица мусора, попавшая в топливную магистраль после фильтра, обязательно окажется в какой-нибудь форсунке.

Также качество нашего бензина может оставить свой след на внутренних стенках форсунки, что неизбежно отразится на чёткости её работы. Именно на чёткости, ведь форсунка – это один из самых точных механизмов в автомобиле. Представляете, что такое длительность впрыска 2 миллисекунды? Это очень быстро. Например, моргая, человек закрывает глаза на 400 миллисекунд!

Поэтому наша задача создать для этого быстрого и чёткого механизма идеальные условия для выполнения своих функций.

Я не говорю, что всем сразу необходимо всё бросать и мчаться чистить и проверять форсунки :-)  Форсунка на самом деле очень надёжный механизм и может прослужить не одну сотню тысяч км. Но если на Вашем автомобиле появились подёргивания, потраивания, не ровный холостой ход, возрос расход топлива, упала мощность, детонация или место заправки не внушает Вам доверия, тогда стоит почистить и проверить форсунки.

Как снять топливные форсунки Шевроле Лачетти

Первым делом необходимо сбросить давление в топливной магистрали. Как это сделать подробно описано в статье Замена топливного фильтра Шевроле Лачетти

Теперь покажу, как я добираюсь до форсунок быстро и удобно.

Для удобства необходимо отключить и убрать немного в сторону жгут проводов, идущий над форсунками (желтые стрелки) и малый шланг системы вентиляции картера

Как снять форсунки Шевроле Лачетти

Шланг снимается просто, а для снятия жгута проводов необходимо выполнить следующее:

Отключаем штекера разъёмов от дроссельного узла (защёлка снизу)…

Разъём проводки дроссельного узла Шевроле Лачетти

…датчика положения распредвалов (защёлка справа)…

Датчик положения распределительного вала Лачетти

…датчика абсолютного давления во впускном коллекторе (защёлка сверху)…

Датчик абсолютного давления Шевроле Лачетти

…датчика температуры поступающего в коллектор воздуха (защёлка ближе к салону)…

Датчик температуры воздуха Шевроле Лачетти

…и, собственно, отключить форсунки, нажав на фиксатор

Как снять форсунки Лачетти

Нажать на фиксатор удобно при помощи длинной отвертки

Как снять форсунки Лачетти, Гентра

После этого убираем жгут проводов вправо и он нам больше не мешает

Как заменить форсунки Лачетти, Гентра

Дело осталось за малым. Поднимаем шланг системы охлаждения вверх и зацепляем или подвязываем его, чтобы не мешал. Откручиваем две гайки и два болта

Как заменить форсунки Шевроле Лачетти, Гентра

Гайки удобно открутить накидным ключом на 12 мм

Снятие форсунок Шевроле Лачетти, Гентра

А болты – торцовым ключом на 10 мм. Или головкой

Снятие форсунок Лачетти, Гентра

Будьте аккуратней и сильно не разгоняйтесь, а то болтики короткие и могут упасть куда-нибудь далеко

Болты

Теперь, чтобы было удобно снять рамку, нужно держатели трубок на коллекторе…

Замена форсунок Лачетти, Гентра

…повернуть на 90 градусов

Замена форсунок Лачетти

Теперь удобно снять рамку

Снятие форсунок Шевроле Лачетти, Гентра

После этого видим два болта. Это последние, которые необходимо открутить

Снятие форсунок Лачетти, Гентра

Берём головку на 12 мм и откручиваем.

Совет: так как болты находятся в глубине и ухватится за них пальцами не очень удобно, а из головки они могут выпасть и упасть, конечно же, в самое недоступное место, то имеет смысл перекрыть болту путь вниз тряпкой или, как я – перчаткой. Так он дальше перчатки не упадёт ;-)  

Снятие топливной рампы Лачетти, Гентра

Теперь внимание! На этом этапе обычно отключают подающий топливный трубопровод. Но я этого не делаю. Потом будет понятно – почему. Но если у Вас возникнут трудности, тогда отключите.

Тянем рампу с форсунками вверх. Можно помочь себе всё той же длинной отвёрткой

Топливная рампа Шевроле Лачетти, Гентра

Когда все форсунки вышли из своих посадочных мест, аккуратно выводим рампу и поворачиваем на 90 градусов (можно и на 89  :) )

Получается вот такая незамысловатая картина

Топливная рампа с форсунками Шевроле Лачетти

Прикрываем отверстия во впускном коллекторе тряпкой, чтобы туда ничто или никто не упал.

Осматриваем форсунки на предмет видимых проблем и поражаемся сколько там собирается грязи

Форсунка Шевроле Лачетти, Гентра

Как проверить герметичность топливной форсунки

Теперь, если Вы отключали топливопровод, тогда подключите обратно.

Вставляем предохранитель бензонасоса на место и включаем зажигание. Но не стартер!!!

Включаем/выключаем зажигание несколько раз, чтобы бензонасос накачал нужное давление.

Идём и смотрим на форсунки – они не должны “плакать”. Мне не повезло и одна форсунка предательски заплакала, а мне пришлось зарыдать  :cry:  и попутно осознавать, что очередной денегопожиратель найден.

Ясно одно – негерметичная форсунка это очень и очень плохо. :-(

Негерметичная топливная форсунка

Одна мизерная надежда, что промывка улучшит ситуацию.

Остальные форсунки оказались более милосердными ко мне и исправно держали давление.

Внимание! Данная проверка, не смотря на свою простоту, имеет и подводные камни. Дело в том, что при включении зажигания ЭБУ не увидит датчиков, которые мы отключили. Это приведёт к появлению ошибок о низком уровне сигнала с датчиков и горящему “чеку” на панели приборов. Для меня это не проблема, так как у меня есть адаптер для диагностики и мне легко эти ошибки удалить. У Вас есть два варианта – прочитать коротенькие и понятные статьи в рубрике компьютерная диагностика Шевроле и купить недорогой адаптер для диагностики автомобилей или перед включением зажигания подключить все датчики обратно.

Теперь необходимо снова сбросить давление и снять форсунки для промывки. У некоторых может возникнуть вопрос – а как теперь сбросить давление? Ведь двигатель уже не заведёшь?

Ответ прост. Необходимо подключить к форсунке два провода, а провода подключить к аккумулятору, предварительно поставив под форсунку ёмкость для бензина

Проверка топливных форсунок

При подаче напряжения на форсунку, она откроется и спустит давление.

После этого можно снимать форсунки.

Желательно форсунки затем поставить на те же места, где они и стояли. Поэтому либо помечайте откуда какая форсунка, либо снимайте их по одной. Сняли, промыли и поставили на место одну, а затем следующую.

Форсунка держится за счёт фиксатора. Его необходимо поддеть в месте, указанном стрелкой, и сдвинуть назад

Фиксатор форсунки Шевроле Лачетти, Гентра

После этого, приложив силу, вытянуть форсунку из рампы

Форсунки Шевроле Лачетти, Гентра

Вот форсунка и фиксатор

Форсунка и фиксатор Лачетти F16D3

Промываем форсунку снаружи и обнаруживаем ужасное состояние уплотнительного резинового колечка

Уплотнительное кольцо форсунки двигателя F16D3

Оно не только потрескалось, но и из резинового превратилось в пластмассовое. Поэтому обязательно заменяем их новыми

Замена резиновых уплотнений форсунок двигателя F16D3

Промывка форсунок двигателя

Почти все для промывки форсунок городят целые системы из трубок, шприцев, бутылок и ещё много из чего. На самом деле можно обойтись без всего этого.

Я делаю всё намного бюджетнее и без всяких заморочек. Откуда у нас лишние деньги и время? Правильно?

Снимаем с баллончика очистителя распылитель

Как быстро промыть форсунки двигателя

Видим там штуцер, который по диаметру подходит под большинство разных форсунок, в том числе и для нашего Лачетти

Промывка форсунок своими руками

Теперь подключаем наши два провода к форсунке. Один из проводов подключаем к положительной клемме аккумулятора, а второй кладём рядом с отрицательной.

Одеваем форсунку на штуцер баллончика и надавливаем

Промывка форсунок двигателя

Прерывисто подключаем провод к отрицательной клемме аккумулятора. При этом форсунка будет открываться и пропускать через себя моющее средство под давлением из баллончика. Таким образом промываются каналы и сопла форсунки.

Внимание! Будьте осторожны, чтобы промывка не попала в глаза!

Промываем до тех пор, пока распыление не станет одинаково “пушистым” из всех сопел. У меня их два, у Вас может быть четыре.

Этот процесс сфотографировать не смог, так как третья рука почему-то ещё не отросла :-)

Аналогичную операцию проводим со всеми форсунками.

Перед установкой форсунок на место имеет смысл новые уплотнительные колечки слегка смазать силиконовым спреем и обязательно промыть и протереть посадочные места форсунок в рампе и в коллекторе.

Проверка электрической части форсунки

Кроме механических дефектов, могут встречаться и электрические. Для более полной картины состояния форсунок, желательно проверить сопротивление их обмоток. Это сделать просто при помощи омметра.

Подключаем щупы омметра к выводам форсунки. Сопротивление должно быть одинаковым на всех форсунках и составлять 10-15 Ом.

На этих форсунках сопротивление одинаковое и составляет счастливые 13 Ом

Проверка обмотки форсунок двигателя

Вывод. Понятное дело, что можно ещё замерить производительность форсунок на специальном стенде и всё такое. Но хочется всё сделать самому и с минимальными затратами. Поэтому считаю, что способы проверки и промывки, приведённые в статье, вполне могут выявить проблемные форсунки и промыть их без помощи каких-то спецов с СТО (ключевое слово – каких-то :-) )

Проверка на герметичность и на качество распыления даст очень много сведений о состоянии форсунки.

Предлагаю наглядно посмотреть на проверку распыла форсунок на видео, снятым участником нашего сообщества Вячеславом

И конечно же не забудьте проверить герметичность соединений после сборки и запуска двигателя.

Всем Мира и ровных дорог!!!

По теме:

Бензонасос Лачетти. Замена фильтра «сеточки»

Как подобрать запчасти по каталогу

Какой домкрат лучше

avataravataravataravataravataravataravataravataravataravatar
Поделиться с друзьями
Андрей

Более 15 лет занимаюсь автодиагностикой. И стараюсь делиться своим опытом на страницах этого сайта. Главная задача хорошего диагноста - выявить неисправность даже не заглядывая под капот и не откручивая ни одной гайки.

Оцените автора
Добавить комментарий

  1. dmitry_lacetti

    Отличная статья! Все грамотно и предельно понятно! :good:

    1. Андрей автор

      Спасибо, Дмитрий! ;-)

      avatar
  2. Андрей

    :good: супер, очень здорово и понятно описано, даже мелкие , но важные детали. Интересно а если аналог поставить форсунок, от чего могут подойти? Просто у меня раньше нексия была и были проблемы с форсами, решил заменить, но цена была как на бмв ((( за одну форсу 4600р ! Искал на форумах и нашел, что подходят от калины. Старые форсы от старых калин (боченки) сейчас у них другие форсунки вроде. ну в общем, купил комплект за 2000р B-) И отверстий для факела было 6 штук. А здесь я смотрю 2 отверстия, я так понимаю в два канала что бы было?! А если поставить с 6 отверстиями ? По идее какая разница, облако должно получиться лучше? И еще вопрос, как у нас работают форсунки? одновременно все четыре, или попарно, или в такт к каждому горшку? Очень интересует этот вопрос. Спасибо.

  3. Андрей автор

    Приветствую, Тёзка! У нас стоит датчик распредвалов, поэтому на наших авто впрыск фазированный, т.е. по очереди. Но в момент запуска двигателя, ЭБУ ещё не знает положения коленвала и распредвалов, поэтому в этот момент форсунки льют одновременно.
    По поводу количества отверстий в соплах и аналогов. Тут более важно не количество отверстий, а статическая производительность, факел распыления и угол факела. А самое главное – это угол факела. Так как у нас два впускных клапана и факел должен попадать на клапан. Поэтому два клапана = два отверстия в форсунке.
    По хорошему мне нужна замена уже всех форсунок даже без их проверки (более 200 тыс. км.), но война вносит свои коррективы и я заменил только одну, которая не держала. Цена на неё 550 грн. у нас, что практически равно аналогам.
    В планах, конечно хочется поменять все на VAZ20735, у которых два факела на каждый клапан, то есть = 4, что улучшает факел распыла.
    Пока лично не пробовал, поэтому советы давать не могу.
    Но думаю, что они – это один из лучших вариантов для наших Лачиков ;-)

  4. Егор

    Ребята, ставьте SIEMENS DEKA VAZ 20735. Около 1500 гривнов стоит комплект. После замены машинка едет лучше. Конечно это может сказывается эффект новых форсунок, но они не хуже штатных однозначно :yes:

  5. Андрей

    спасибо за ответ :good:

  6. Андрей

    где то у меня была таблица производительности форсунок, поищу- выложу

  7. Максим

    Объясните пожалуйста мне тупому какой контакт от форсунки подключать к плюсу,а какой к минусу))???

  8. Егор

    Максим без разницы))

  9. Василий

    Доброе утро. Резиновые колечки имеют номер или название? Спасибо.

  10. Андрей автор

    Василий, кольцо уплотнительное форсунки 96253597

    avataravataravatar
  11. Максим

    ОГРОМНОЕ ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!! Я первый раз сам полез менять, что-то в машине, все делал по вышеуказанной инструкции. Все получилось, только с болтами повозился, которые саму рейку держат с форсунками. Все круто, все работает, все едет. Вез ребенка сегодня утром в садик, через пару км почувствовал провалы в работе двигателя, педаль хреново отзывалась, потом вылез чек, я подключил ОБД считал ошибку, (что-то связано с плохим отзывом четвертого цилиндра) ну я короче почитал и понял, что проблема в “форсе”, залез почитал форумы, вообщем, так как с финансами не очень, а ЗП на следующей неделе, купил одну форсунку фирмы Bosch (впрыск четыре дырочки 1100 руб.), все отлично работает. Спасибо. Получу ЗП заменю остальные три, хотя вопросов по их работе, нет.

    avatar
  12. Николай

    В форсунках стоят сеточки. Их рекомендуют менять. Сетки входят в ремкомплект FARET NG001 (100р) 4 сеточки + 16 резиночек.

    avatar
  13. Николай

    Ремкоплект FARET NG001 можно найти в магазинах для отечественных машин.

    avatar
  14. Сергей

    Андрей добрый день.Менял форсунки по Вашему мануалу,первый раз(иногда сильно рукожоплю,то олт откручу с резьбой,то что то сломаю)))),вообщем спасибо,справился за часа полтора,поставил форсунки VAZ20735,но заметил при выжыме сцепления во время переключения передач,обороты повышаются(примерно 2500 перключаюсь,до 2600-2700повышаются на секунду две,потом в норму)Просто не было такого раньше.

  15. Андрей автор

    Приветствую, Сергей. Если через 150 км подбросы оборотов не сгладятся, то необходимо выполнить сброс адаптаций. Если проблема не уйдет, тогда необходимо исключить подсос, сделав диагностику при помощи ККЛ адаптера. Потому что без логов диагностики сложно сказать в чем именно причина. Бывает после такого ремонта лопается впускной коллектор, клапан вентиляции картера можно повредить, уплотнительные колечки на форсунках… Да и проводку на дроссель тоже можно зацепить.
    Но для начала сброс адаптаций

  16. Александр

    Добрый день. На двигателе две форсунки сухие, а две в масле. Может ли травить из под них? Или сверху что то попало? Спасибо за подсказу

  17. Андрей автор

    Александр, я бы обратил внимание на течь масла из-под клапанной крышки