Температура воздуха на впуске

Температура воздуха на впуске Компьютерная диагностика автомобиля

Температура воздуха на впуске используется блоком управления двигателем для двух основных корректировок при работе двигателя внутреннего сгорания.

Принцип измерения температуры поступающего в камеры сгорания воздуха во многом похож на принцип измерения температуры охлаждающей жидкости. И там, и там изменяется сопротивление датчиков от приложенной к ним температуры.

При повышении температуры, напряжение на датчике температуры воздуха понижается и ЭБУ, на основании этих данных вносит коррективы в процесс топливоподачи и в алгоритм изменения угла опережения зажигания. Из этого следует, что датчик играет не последнюю роль в процессе управления двигателем.

Зачем нужен датчик температуры воздуха на впуске?

Зачем, вообще, измерять температуру воздуха на впуске?

Ну, во-первых, нужно понимать, что двигатель внутреннего сгорания работает на…, правильно – воздухе! По массе поступившего в двигатель воздуха рассчитывается нагрузка на двигатель со всеми вытекающими корректировками по подаче топлива и изменениями угла опережения зажигания.

Количество воздуха – это понятно и это количество можно определить по ДМРВ (датчик массового расхода воздуха – устанавливается на одну часть автомобилей) или по ДАД (датчик абсолютного давления во впускном коллекторе – устанавливается на остальную часть автомобилей).

Но зачем же нам знать температуру этого воздуха?

Всё просто. Из школьных уроков физики вспомним, что чем холоднее воздух, тем больше его плотность! Следовательно, при одном и том же объёме воздуха, холодный воздух будет иметь бОльшую массу, чем тёплый. А при расчёте топливо-воздушной смеси используется именно масса воздуха, а не объём!

Даже имеется такое понятие, как стехиометрическая топливо-воздушная смесь – это смесь, при которой топливо сгорает более полно, а каталитический нейтрализатор имеет наибольшую продуктивность.

Стехиометрия обозначается буквой “лямбда” λ.

При сжигании 1кг бензина требуется 14,7кг воздуха! – это и есть стехиометрическая смесь

Так вот, ЭБУ, зная объём воздуха и его температуру, мгновенно высчитывает его массу и корректирует топливоподачу. Это то, что касается корректировки топливо-воздушной смеси.

А причём тут угол опережения зажигания и температура воздуха на впуске? Какая связь?

Если объяснить на простом языке, то чем выше температура на впуске, тем выше шанс детонации в камере сгорания. Поэтому угол опережения зажигания пораньше особо не сделаешь. А при холодном воздухе на впуске, риск детонации меньше и можно увеличить УОЗ, благодаря чему более полно сгорит смесь и увеличится приемистость двигателя. К слову, двигатель всегда пытается работать на грани детонации – чтобы УОЗ был как можно раньше, но детонация не наступала.

Стоит отметить, что на автомобилях с ДМРВ, датчик температуры воздуха часто вмонтирован в корпус ДМРВ и составляет с ним одно целое, а на автомобилях с ДАД, он расположен отдельно, либо в торце впускного коллектора, либо перед входом во впускной коллектор.

Измерение температуры воздуха на впуске

Как проверить датчик температуры воздуха на впуске

Датчик температуры воздуха на впуске можно проверить диагностическим адаптером или мультиметром.

Проверка при помощи показаний диагностического адаптера:

  • предел показаний датчика -40…+60˚С
  • изменяется плавно, резкие изменения более 2˚С не возможны
  • можно подёргать колодку датчика, при этом провалов в показаниях не должно наблюдаться

Температура воздуха на впуске

Если диагностика вызвала сомнения в исправности датчика, тогда его можно проверить по этой инструкции

Если самодиагностика системы управления двигателем выявила неисправности в цепи работы датчика температуры воздуха на впуске, тогда могут выставиться вот такие ошибки:

P0110

Неисправность датчика температуры всасываемого воздуха

P0111

Выход сигнала датчика температуры всасываемого воздуха из допустимого диапазона

P0112

Низкий уровень датчика температуры всасываемого воздуха

P0113

Высокий уровень датчика температуры всасываемого воздуха

Полный перечень кодов ошибок можно посмотреть здесь

Хочется отметить, что датчик температуры воздуха на впуске выходит из строя крайне редко. Главная его проблема – это, когда он установлен во впускном коллекторе, то он подвержен загрязнению от системы вентиляции картерных газов и поэтому может иногда требовать очистки или замены на новый и чистый датчик.

Предыдущий параметр Показания датчика температуры охлаждающей жидкости

Вернуться на главную рубрики Компьютерная диагностика автомобиля

Всем Мира и ровных дорог!!! ;-)

По теме:

Напряжение датчиков

Плохо работают кнопки

Как проверить катушку зажигания

Поделиться с друзьями
Андрей

Более 15 лет занимаюсь автодиагностикой. И стараюсь делиться своим опытом на страницах этого сайта. Главная задача хорошего диагноста - выявить неисправность даже не заглядывая под капот и не откручивая ни одной гайки.

Оцените автора
Добавить комментарий

  1. Артур

    Какой должна быть разница между температурой воздуха на впуске и температурой воздуха на улице? Например при запуске двигателя утром (на холодную) и когда двигатель прогрет!

  2. Андрей автор

    Артур, на это влияет множество факторов. Машина на солнце или в тени… В гараже или на улице… Ветреная погода или нет. И т.п.
    В идеале температура должна быть такой же, как и температура ОЖ на холодном двигателе. Но может быть и немного выше из-за различных факторов.
    Температура при движении летом обычно 30-40 градусов. После остановки немного поднимается. Примерно до 45. Но опять же всё зависит от погоды на улице.

    avataravatar
  3. Александр

    Здравствуйте. Это при резком нажатии на педаль газа. Датчик под замену?

  4. Андрей автор

    Не обязательно. Так обычно проявляются помехи по линии диагностики и это не влияет на работу двигателя. Но необходимо пронаблюдать – если постоянно такое, то необходимо искать причину (датчик, проводка…)

  5. Евгений

    Андрей, добрый день.

    Есть известная доработка СУД Лачетти — перенос датчика температуры воздуха в гофру или корпус воздушного фильтра. Вы не писали на эту тему? Если нет, что думаете о таких изменениях?

    Спасибо.

    1. Андрей автор

      Евгений, приветствую.
      Это очень объемная тема, поэтому скоро изложу это в посте. А здесь дам несколько главных тезисов.
      Этим страдают не только владельцы Лачетти. Это волнует большинство автомобилистов на многих марках авто. Причем, у кого он установлен в коллекторе, те переносят его в гофру. А те, у кого в гофре, те переносят в коллектор. А есть те, кто из коллектора переносят в другое более “теплое” место в том же коллекторе ближе к впускному клапану. И все очень довольны результатом))
      Поэтому, всё зависит от того, кто чего хочет добиться.
      В Лачетти датчик установлен в “золотой середине”, что позволяет обеспечить компромисс между расходом, экологией и удобством управления. Но всем не угодишь, поэтому у компромиссов всегда будут недовольные. Но тут ещё много других нюансов, включая нормы токсичности, под которые настроена система управления двигателем. На евро2 такой “тюнинг” даст меньше ощущений, чем на евро4. И в то же время на евро4 к этому необходимо подходить более ответственно, особенно тем, кто переносит датчик из гофры в коллектор для “экономии топлива”, так как ПО не настроено на паразитный нагрев датчика.