Как проверить катушку зажигания

Как проверить катушку зажигания мультиметром Автолюбителям на заметку

Проверить катушку зажигания автомобиля можно разными способами, но мы рассмотрим самые простые, которые под силу даже начинающим автолюбителям.

В нашем с Вами мире на данный момент используется три основных вида систем зажигания:

  1. Классическая система с разносчиком искры (трамблёр). Эта система морально устарела и уже давно не ставится на новые автомобили. Но на старых авто она ещё встречается часто
  2. Double ignition system (DIS) – эта система не имеет разносчика искры и за счёт этого получила широкое распространение. В народе она получила название – система с холостой искрой. Всё дело в том, что к одной катушке подключено две свечи и, соответственно, искровой пробой происходит одновременно сразу в двух цилиндрах – в одном на такте сжатия, а во втором на такте выпуска (холостая искра). Именно данная система установлена на Шевроле Лачетти
  3. Coil On Plug (COP) – дословный перевод – “катушка на свече”. Название говорит само за себя. То есть, на каждую свечу одета собственная катушка. Это самая современная на данный момент система зажигания.

Системы зажигания постоянно модернизируются и усовершенствуются, но одно остаётся неизменным – применение принципа индуктивности для преобразования низкого напряжения в высокое. Другими словами – все эти системы объединяет использование катушек зажигания. Они могут отличаться по виду, мощности, напряжению и так далее, но принцип работы неизменен. Это значит, что и методы проверки практически одинаковы.

Принцип работы катушки зажигания

Катушку зажигания на простом языке можно назвать обычным повышающим напряжение трансформатором. Её задача преобразовать низковольтное напряжение (6-15В) в высокое (20-30кВ). Она, как и трансформатор, состоит из двух обмоток – первичной и вторичной. Первичная низковольтная катушка состоит из небольшого количества витков, а вторичная из большего.

Но есть ещё один нюанс. Витки в катушке расположены определённым образом, что позволяет катушке, кроме индуктивности, иметь ещё и ёмкость. То есть, своего рода – колебательный контур.

Схема системы зажигания Лачетти

При подаче тока в первичную обмотку в катушке генерируется магнитное поле. Наведенное напряжение генерируется в катушке путем самоиндукции. В момент воспламенения ток в катушке прерывается выходным каскадом (в старых системах – контактами прерывателя). Мгновенно сворачивающееся магнитное поле генерирует высокое индукционное напряжение в первичной обмотке. Оно трансформируется на вторичной обмотке катушки и преобразуется в соотношении – количество витков вторичной обмотки отнесенное к количеству витков первичной обмотки. В свече зажигания происходит высоковольтный разряд с ионизацией искрового промежутка и прохождением тока. Это продолжается, пока накопленная энергия не будет истрачена.

Эти все физические явления, наверное, мало кому интересны, поэтому давайте отвлечёмся и посчитаем, на мой взгляд, интересные факты. Сколько раз свеча зажигания “производит” искру за свой срок службы?

Количество искрообразований  = “об/мин” умножить на “количество цилиндров” и всё это разделить на 2. Возьмём обычный 4-цилиндровый 4-тактный двигатель. Допустим, обороты двигателя составляют 3000 об/мин. Значит количество искрообразований = 3000 х 4/2 = 6000 искр / мин!

Свечи я меняю раз в 30000 км.

Если пройденное расстояние составляет 30 000 км со средней частотой вращения коленчатого вала двигателя 3000 об/мин при средней скорости 60 км/ч, то количество искрообразований составляет 45 000 000 на каждую свечу зажигания! Во как трудится катушка зажигания! Как Золушка, прям :-)

Поэтому катушка зажигания вполне заслуженно может когда-нибудь устать и молча выйти из строя.

Как проверить катушку зажигания

Катушку зажигания можно проверить несколькими способами:

  • заменой на заведомо исправную – это самый точный метод проверки
  • осциллографом мотор-тестера
  • омметром
  • “на искру”

Допустим, мы обычные автолюбители и у нас нет в запасе рабочих катушек и, уж тем более, мотор-тестера. Остаётся два последних варианта.

Но вариант “на искру” также требует некоторого оборудования, а именно – высоковольтного разрядника

Высоковольтный искровой разрядник

Банальным выкручиванием свечи и проверкой искры абсолютно ничего не выяснишь. Искра будет и при исправной катушке и при уставшей. А вот при установке свечи обратно в цилиндр во втором случае искры уже не будет. Почему?

Потому что на напряжение пробоя влияет несколько факторов и самый главный из них – давление! Чем выше давление, тем больше требуется напряжение пробоя на одном и том же искровом промежутке.

То есть, чтобы пробить зазор 1мм в свече зажигания при атмосферном давлении (выкрученной свече) требуется гораздо меньшее напряжение, чем при большем давлении (вкрученной свече), так как давление в цилиндрах при работающем двигателе гораздо больше атмосферного.

А разрядник даёт возможность изменять расстояние между своими электродами в широких пределах. Это позволяет выставить зазор для проверки в несколько миллиметров. Но эти несколько миллиметров требуют такого же напряжения пробоя, как и 1мм на свече, ввернутой в цилиндр при работающем двигателе.

Как проверить катушку зажигания мультиметром

Остаётся самый простой способ, как проверить катушку зажигания – мультиметром. Этот прибор уже есть практически в каждом доме, поэтому это самый доступный способ проверки.

Суть проверки заключается в измерении сопротивления первичной и вторичной обмоток. Алгоритм действий одинаков для всех видов катушек. Отличия есть в сопротивлении первичной обмотки новых катушек по отношению к катушкам старого образца. Новые катушки имеют меньшее сопротивление первичной обмотки и за счёт этого удаётся получить более высокую энергию. В старых – около 3-4 Ом, а в новых – около 1-2 Ом.

Первым делом проверяем вторичную обмотку. Для этого необходимо установить мультиметр в режим измерения сопротивления до 20 кОм и подключить щупы к высоковольтным выводам катушки зажигания

Как проверить катушку зажигания

Сопротивление должно быть около 13-14 кОм

Как проверить катушку зажигания мультиметром

Примечание! Сопротивление вторичной обмотки катушки зажигания имеет допуски. При температуре окружающей среды 21 градус сопротивление вторичной обмотки может составлять 11.5 кОм – 14 кОм. Также учитывайте температуру, погрешность Вашего омметра и сопротивление самих щупов!

То же самое делаем и со второй катушкой

Как проверить исправность катушки зажигания

Затем отключаем низковольтный разъём от катушки зажигания

Катушка зажигания

Переводим мультиметр в режим измерения сопротивления до 200 Ом и подключаем щупы к низковольтным выводам катушки. Сопротивление должно быть около 1 -2 Ома при температуре окружающего воздуха 21 градус по Цельсию.

Как проверить катушку зажигания тестером

 

Так же проверяем вторую катушку зажигания.

На этом проверку можно закончить, но лучше ещё, конечно, снять катушки зажигания, очистить их и визуально осмотреть на наличие следов пробоя или трещин.

Снятие или замена катушек зажигания

Для этого понадобится всего два инструмента – торцевой ключ на 10 мм и крестовая отвёртка.

Отворачиваем три гайки крепления пластины катушек зажигания. Одна под первой катушкой

Замена катушки зажигания

вторая между катушками вверху

Снятие или замена катушек зажигания

третья под второй катушкой

Как снять катушку зажигания

Снимаем обе катушки в сборе

Катушки зажигания Шевроле Лачетти

Останется только крестовой отвёрткой открутить 4 болтика и снять катушки с пластины.

Хочется отдельно обратить внимание на то, что если выйдет из строя одна из катушек, тогда перестанут работать сразу два цилиндра, что, согласитесь, будет ощущаться гораздо ярче, чем пропуски воспламенения в одном цилиндре. Поэтому если проблема возникает в одном конкретном цилиндре, тогда ищите проблему не в катушке зажигания.

Также советую периодически смазывать контакты специальным средством.

Есть вопросы или дополнения? Пишите в комментариях.

Всем Мира и ровных дорог!!! ;-)

По теме:

Как проверить проводку ДПРВ Лачетти. Фото и видео

Как проверить ДПДЗ и РХХ Шевроле Лачетти 1.6 мультиметром и диагностикой

Адсорбер и как проверить клапан адсорбера

avataravataravataravataravatar
Поделиться с друзьями
Андрей

Более 15 лет занимаюсь автодиагностикой. И стараюсь делиться своим опытом на страницах этого сайта. Главная задача хорошего диагноста - выявить неисправность даже не заглядывая под капот и не откручивая ни одной гайки.

Оцените автора
Добавить комментарий

  1. Дмитрий

    Доброго времени. Появилась ошибка 0300, решил в темноте проверить на пробой ВВ провода, визуально утечка тока идет прямо от катушки на 2 и 3 цилиндр, может ли быть что катушка целая, а дело в проводах и пробой просто на наконечнике, а я грешу на катушку? Проверил провода на мультиметре сопротивление не показывает, в любом режиме измерения, причем все четыре провода, катушку еще не проверял.

  2. Андрей автор

    Приветствую, Дмитрий. Советую первым делом срочно сменить ВВ провода, если мультиметр не “звонит” их. И посмотреть ещё раз после этого.
    Провода с завышенным сопротивлением – это убийцы катушек. Накопленной энергии в таком случае проще пробить катушку, чем пройти по оборванному ВВ проводу. Именно по этой причине нельзя снимать ВВ провод со свечи при работающем двигателе, так как разряд происходит там, где ему проще и меньше сопротивление

    avataravatar
  3. Дмитрий

    Андрей, скажи если я заменю провода, а катушка окажется неисправной, провода могут выйти из строя из за катушки?

  4. Андрей автор

    Дмитрий, нет. ВВ провода могут выйти из строя из-за свечей. Если свеча не работает или имеет очень большой зазор, то накопленной энергии проще пробить изоляцию ВВ провода или катушку, чем зазор на свече, так как свеча работает под давлением, а под давлением необходимо большее напряжение пробоя.

    avataravatar
  5. Дмитрий

    Андрей, вчера померил сопротивление катушек, на первичной обмотке обе катушки 1,5 Ом, на вторичной 1,4 цилиндр 11,46 КОм, 2,3 цилидр 11,56 КОм, это нормальные показатели? Ты пишешь что на вторичной должно быть 13-14 КОм.

  6. Андрей автор

    Дима, в притирку в допуск попадают. Добавил примечание в статью – при температуре 21 градус сопротивление допускается 11,5 кОм – 14 кОм

    avatar
  7. Дмитрий

    В общем проблема с ошибкой Р0300 решена, заменил ВВ провода, взял Grand Prix SK651, сопротивление в допуске 1,07-1,98 КОм, выбирал на основе отзывов на Drive2, от масла наконечники не разбухают, но у меня слава богу сухо, единственное бывали случай что при снятии проводов металлический наконечник оставался на свече. Андрей, спасибо за помощь и материалы на твоем сайте, сэкономил кучу времени и денег.

    avatar
  8. Андрей автор

    Не за что ;-) Поздравляю с решением проблемы, Дмитрий!

  9. Роман

    Поменял провода, свечи. Ошибка Р0300 вылезает раз по 10 на дню, пора менять катушки?

  10. Дмитрий

    Зачем? Проверь сопротивление, если в норме то не меняй, они не дешевые.

  11. Андрей автор

    Роман, согласен с Дмитрием, что менять всё подряд очень дорого. Тем более эта ошибка связана не только с системой зажигания. Вот тут я о ней писал https://moylacetti.com/p0300/

  12. Андрей

    Здравствуйте,проверил как у вас описано катушку зажигания,на первичной обмотке сопротивление равно 0 на обоих а на вторичном примерно равно одинакова 4.35 на одном а на втором 4.56,притом само сопротивление проводов мультиметра равна нулю,вообще это в норме то что на первичном такие показания????или замена предстоит

  13. Андрей автор

    Приветствую, Андрей. При измерении малых сопротивлений необходимо мультиметр выставлять на самый минимальный предел измерений. Обычно это 200 Ом. На больших пределах мультиметр просто не заметит таких малых сопротивлений и покажет “0”. Возможно в этом причина. Или в погрешности самого прибора.
    Да и 4.35 как-то маловато…

  14. Антон

    Добрый день проверял сейчас сопортивление на катушках получилось по 14.5 к ом и 14.7 к ом как считаете это значение считается допустимым ?

  15. Андрей автор

    Добрый день, Антон. Лично я считаю, что переживать не стоит. Особенно, если температура катушки при замере была выше 21 градуса.

  16. Кирилл

    Здорова, Мужики! После очередной диагностики Лачи, прибор показал пробой катушки. Купил катушку denso. Когда установливал катушку перетянул гайку и лопнула шпилька. Кто подскажет, как обойтись малой кровью? Можно ездить без 1 шпильки (верхней)? Разницы после замены не обнаружил. Сопротивление в старой катушке 13+, а в новой 12+.

  17. Санёк

    Привет. Ездить можно. Но лучше просверлить и просто поставить сквозной болт

  18. Сергей

    Парни, привет всем!
    подскажите, как проверить модуль зажигания на двигателе 1.8?
    на рисовалась проблема: авто встало колом, оттащили в сервис. сервисмэны приговорили ДПКВ, выполнили замену поставили какой то от нэксии(новый DAEWOO 25****), но по параметрам он одинаков на 560(вроде Ом). после авто поехало. Но при наборе оборотов выше 2500 БК заорал что “пропуски зажигания, превышении ***”. ранее менял модуль, поставил ERA пробежал от около 3000 +-.
    поменял свечи, вчера поставил 3-х контактные. ДПКВ, ДПРВ новые. в чем может быть проблема?!

  19. Максим

    Как же меня достал этот двигатель T18SED ((( Такое впечатление, что под него вообще ничего не создавалось, никаких мануалов и запчасти в инете под него тоже не продают. Везде указано, что проверка сопротивления на вторичной обмотке должна быть 11-14, но у меня 4,8. А на новой у продавца проверял 5,8, вопрос что это за разница такая и как понять, что это правильно? У меня катушка зажигания вовсе не такая, как на картинка, она идет цельная и с одним разъемом для фишки, ни в одном мануале нет такой!!

  20. Евгений

    Максим на такой катушке по моему около 6 кОм должно быть

  21. Виталий

    Андрей, добрый день! подскажите, есть ошибка р0300, свечи новые, провода ВВ в порядке с сопротивлением до 2 кОМ, проверил катушки вторичная обмотка обоих катушек 13,6, первичной 1,2. Двигатель 1,6, все же брать на замену катушку, или еще что-то?

  22. Андрей автор

    Виталий, приветствую! Честно сказать, р0300 может быть от чего угодно. Если есть уверенность в железе мотора, форсунках и их проводки, тогда возможно и катушка. Даже, если по омметру всё нормально. Но также часто проблема в проводке катушек. Особенно часто проблемы возникают, когда туда подключают ГБО и прочее. По вольтметру 14 вольт есть, а по осциллографу такие всплески и провалы, что не понимаешь, как оно вообще работает. Приходится менять проводку и всё приходит в норму. Бывает и предохранители подгорают. Да и, вообще, проводка на катушки тонкая и хлипкая очень, а токи там не малые. Поэтому надо ее проверять и беречь)

  23. Павел

    Именно по этой причине нельзя снимать ВВ провод со свечи при работающем двигателе, так как разряд происходит там, где ему проще и меньше сопротивление

    Андрей приветствую! я однажды завел машину без 1 провода…… из-за этого может давать вибрацию на холостых? по Омметру вроде в порядке катушки ….Именно по этой причине нельзя снимать ВВ провод со свечи при работающем двигателе, так как разряд происходит там, где ему проще и меньше сопротивление

  24. Андрей автор

    Павел, должны быть ещё симптомы, если пробило катушку со снятым проводом. Например, подергивания при полной нагрузке

  25. Григорий

    Добрый день Андрей. Также решил проверить модуль зажигания на 1.8SED. вторичка 4.9 показывает. А сколько должна быть то на этом модуле?