Чем и как почистить контакты? Зачем, вообще, нужна обработка, защита и смазка контактов? Ответим на эти и другие вопросы.
Так уж повелось, что система электрооборудования немного обделена вниманием со стороны автовладельцев и о ней вспоминают только тогда, когда либо очередная лампа ушла в мир навсегда потухших вещей, либо когда в самый неподходящий момент стартер не реагирует на поворот ключа зажигания.
Также стоит отметить, что по вине неисправной проводки случается больше всего возгораний автомобилей и происходит это мгновенно и непредсказуемо.
Поэтому система электрооборудования, как и все другие системы автомобиля, требует регулярного обслуживания.
Обслуживание электрооборудования автомобиля
Причём, в наше время эта процедура даже более важна, чем раньше. Это объясняется двумя причинами:
- автомобили стали буквально напичканы электроникой
- применение систем управления двигателем
Ну, с первой причиной понятно — чем больше проводов, тем больше возможных проблем.
А почему же система управления двигателем требует повышенного внимания?
Это обусловлено использованием более низкого напряжения в проводке системы управления двигателем и применением импульсных сигналов.
Всё дело в том, что чем выше напряжение — тем меньше потери.
А что у нас получается? Раньше в электрооборудовании автомобилей применялось только 12В или, на некоторых — 24В. А сейчас ЭБУ работает в основном с напряжением всего 5В, а некоторые датчики и вовсе с милливольтами.
Системы зажигания стали мощнее и управляются уже не банальным замыканием/размыканием контактов, а импульсами определённой продолжительности, задающимися блоком управления.
Все эти малоточные цепи всегда должны обладать минимальным и постоянным сопротивлением, а работают они в постоянных перепадах температур среди промасленного и пыльного воздуха под капотом. Конденсат, лужи на дорогах, постоянная вибрация и коррозия неизбежно вносят свои коррективы в работу системы.
Я могу с уверенностью сказать, что львиная доля всех проблем в системе управления двигателем связана именно с состоянием проводки.
И самым слабым звеном в этой цепи являются всевозможные контакты и соединительные колодки.
Чем почистить и защитить контакты?
Все контакты рано или поздно начинают корродировать и покрываться противными окислами, нарушая работу системы.
Поэтому логично возникает вопрос — чем и как почистить контакты?
Механическим путём чистить контакты крайне не желательно. Да и в современных системах к ним особо не подлезешь. Народные методы с ластиком, содой и тому подобное не дают желаемого результата. А применение этих древних методов в 21-м веке считаю борьбой с ветряными мельницами.
Я, как радиомеханик, давно использую современную химию в решении этих задач. Эта же химия с успехом ворвалась и в автомобильную индустрию.
Из практики, как по мне, особого внимания заслуживают два таких средства.
Смазка для электрических контактов
Одно из них — Контакт 61.
А второе — Liqui Moly Electronic-Spray
Liqui Moly Electronic-Spray
Это средство для легкой очистки, смазки и защиты всевозможных электрических контактов как низкого напряжения, так и высокого
Ценник у этих средств не совсем бюджетный — 200ml стоит у нас 180-200 грн. (примерно 8 американских денег). Но оно того стоит, поверьте. Тем более Вам его хватит на очень и очень долго.
Одной обработки хватает минимум на год, поэтому один раз потраченный час времени даст Вам уверенность на весь год, что в самый ответственный момент контакты в проводке Вас не подведут.
О Liqui Moly Electronic-Spray совсем мало информации в интернете и других источниках. Поэтому обоснованно у многих возникают те или иные вопросы. Один из главных — проводит ли данное средство ток и не будет ли замыканий и токов утечки?
Я его использую давно и могу сказать, что это совсем наоборот, оно предотвращает блуждающие токи, утечки тока, нагревание контактов, искрение, так как улучшает контакт, заполняя микроскопические трещины и шероховатости на контактах.
Данные средства имеют большое сопротивление, поэтому замыкания не произойдет. Они создают на поверхности контакта защитную пленку и когда мы соединяем разъем, мы нарушаем эту пленку только в зоне соприкосновения контактов. Поэтому в зоне соприкосновения сопротивление становится минимальным, а в остальной зоне остается защитная пленка с высоким сопротивлением.
Я нахожу ему применение, где только можно — контакты автомагнитолы, разъёмы всевозможных датчиков, концевики, клеммы аккумуляторной батареи, контакты ламп, переходные разъёмы, выключатели и переключатели, система зажигания и т.д. И это только в автомобиле! А в быту и ремонте всевозможной техники применений не меньше.
Был случай с автомобилем Ваз. Человек попросил посмотреть, куда пропали у его автомобиля сигналы поворотов. Он целый день потратил на поиск проблемы, заменил уже подрулевые переключатели, а проблема всё не решалась.
Я за пять минут просто обработал кнопку аварийной сигнализации таким средством и вернул мигающий вид автомобилю Даже без замены кнопки!
Пользоваться этим спреем очень просто. Если контакты не сильно грязные, тогда пшикаем совсем немного на контакты и подключаем разъём на место. Если контакты грязные, тогда также пшикаем и ждём пока закончится бурная реакция с выделением пены и подключаем всё обратно. Если контакты очень грязные, тогда пшикаем, ждём минут 10-15, убираем раскисшую грязь ветошью или сжатым воздухом и повторяем обработку ещё раз. Но последний вариант бывает крайне редко и обычно всё очищается с первого раза.
Существуют средства отдельно для очистки, отдельно для смазки и отдельно для защиты и вытеснения влаги. Например, у серии Контакт их очень много, заточенных под определённую задачу. Kontakt U — очиститель канифоли и флюсов, Kontakt S — очиститель контактов от окислов и сернистых соединений, KONTAKT 60 — антикоррозийная защита контактов и т.д.
А вот средства KONTAKT 61 и Liqui Moly Electronic-Spray позиционируются как универсальные. Так сказать, бюджетный вариант.
Цена и свойства у них практически одинаковые, поэтому что выбрать, решайте сами.
Как не навредить при очистке электроконтактов
Внимание! Будьте осторожны и всегда отдавайте отчет своим действиям. В данной статье речь об универсальном средстве для защиты контактов с легким очищающим эффектом! В продаже имеются средства именно для очистки контактов. То ли по незнанию, то ли по халатности, но продавцы не предупреждают, что после очистителя контактов, контакты необходимо защитить средством для защиты контактов, таким как Liqui Moly Electronic-Spray!!! В противном случае контакты «зеленеют» и буквально разъедаются обрабатываемые поверхности. В том числе и плата в блоке управления двигателем. Автомобиль становится непригодным к эксплуатации и требует дорогостоящего ремонта. Таких случаев не мало. Будьте внимательны! Об этом я упоминал в видео в конце этой статьи.
Вот на фото именно очиститель контактов
Он очень хорошо очищает контакты, но после него электроконтакты остаются беззащитными в окружающей среде. И поэтому, если их не защитить средствами для защиты (например, Liqui Moly Electronic-Spray), тогда от контактов может ничего не остаться в прямом смысле слова. Я не устаю об этом предупреждать.
Вот просто один из комментариев на нашем канале Ютуб:
Жаль раньше это видео не сделали, у меня так и вышло в магазине был только очиститель(как на фото) купил я его, все опрыскал и начало барахлить но самое ужасное произошло через пару дней когда эта жидкость просочилась в мозги , итог : разьело 4 дорожки и сгорел чип на одну катушку, неделя роботы и 3тыс рублей. После этого сам ничего не чиню и не лезу пока работает!
Как почистить электроконтакты
Внимание! Не советую обрабатывать таким способом разъём датчика кислорода! Причины изложены в статье про лямбда-зонд автомобиля
В первую очередь рекомендую обработать разъём датчика детонации и разъёмы других низковольтных датчиков.
Датчика абсолютного давления во впускном коллекторе
Колодку дроссельного узла
Клеммы аккумуляторной батареи.
Стоит отметить, что для клемм существует специальная смазка в тюбиках Liqui Moly «Batterie-Pol-Fett». Но я пользуюсь только спреем.
Разъёмы и контакты форсунок
Соединительную колодку жгута проводки
Контакты клапана адсорбера
Ну и, конечно же, разъём самого ЭБУ
Также нужно уделить внимание датчикам температуры — воздуха и ОЖ, контактам датчика положения распределительных валов, генератору и стартеру. Ну, и обязательно магнитоле
Отдельно хочется остановиться на элементах системы зажигания.
Обработку контактов высоковольтных проводов и катушек зажигания необходимо выполнить одной из первых. Как для профилактики, так и если на Вашем авто проявляются провалы и подёргивания при резком нажатии педали газа. Всё дело в том, что если в системе зажигания есть проблемы, то они будут проявляться именно при резком педалировании. Это обусловлено тем, что на величину напряжения пробоя влияет несколько факторов и один из них — давление.
На холостом ходу давление в цилиндрах не велико, а в момент открытия дроссельной заслонки оно резко возрастает, повышая напряжение пробоя на электродах свечи. И если в системе зажигания есть дефект, то он обязательно проявит своё влияние именно в этот момент. Об этом поговорим в одной из ближайших статей.
Так вот, одним из таких дефектов часто бывает слегка возросшее сопротивление контактов в вв проводах и, особенно, в низковольтных разъёмах катушек зажигания. Причём обычный мультиметр этого не покажет.
И очень часто очистка и защита контактов помогает исправить ситуацию. Делов на три минуты, а результат в лучшую сторону будет 100%!
Тем более, если автомобилю больше трёх лет, тогда эта процедура просто обязательна.
Первым делом обрабатываем низковольтные контакты катушки зажигания. Снимаем колодку и наносим спрей
Далее смазываем высоковольтные контакты. Для этого не обязательно лить очиститель в сами выводы катушки, а достаточно нанести средство на вв провод, одеть его на клемму катушки и слегка покрутить туда-сюда. Также необходимо подержать провод контактом вверх, чтобы спрей проник глубже — в место соединения наконечника с самим вв проводом
Тоже самое проделываем на другом конце провода
Данную процедуру советую делать даже на новых проводах и катушках.
Тоже самое касается и других контактов и разъёмов. Если Вы ставите новый датчик или подключаете новую автомагнитолу — нанесите спрей на контакты обязательно. Ведь основная задача данных средств не только в очистке, но и в создании микроскопической защитной плёнки на контактах. Эта плёнка защищает контакт от влаги и воздуха, предотвращая окислы и коррозию.
И не забываем про монтажные блоки предохранителей и реле. Вытащили реле, обработали разъём и вставили обратно. Ничего хитрого
После этих несложных процедур Вы однозначно заметите, что поведение авто изменилось в лучшую сторону! А системе управления двигателем, электрооборудованию и системе зажигания будет работать легче, что выльется в увеличенный ресурс всего двигателя в целом.
Обработка, очистка, защита и смазка электроконтактов на видео
Вот видео про обработку и защиту контактов
Андрей спасибо за замечательный совет
После смазки я свою машинку не узнал! На низах стала чётко работать. На 1 и 2 ехать было очень нервозно и не комфортно. Сейчас нервы уже не портятся
Никогда не думал, что такие мелочи так влияют на поведение авто
Вот и славненько, Алексей! Очень рад, что информация оказалась полезной!
У меня тоже Лачик после этих процедур стал поживее. Не зря отдал 400р за флакон LM.
Добрался до всех мест, которые упомянуты в этой статье, кроме стартера и датчика температуры ОЖ.
Интересно было бы знать от обработки каких именно мест машина оживает, но, к сожалению, времени не было по одному обрабатывать и проверять.
Ещё хочу на СТО заехать и смазать массу, которая идет от ЭБУ и минусовой клеммы Аккума. Тоже с вашего совета, надеюсь рывки уменьшатся.
Антон, лучшие результаты получаются при комплексной обработке всего возможного, до чего можно добраться. Но, как по мне, то наиболее приятные ощущения приходят после обработки разъёмов катушек зажигания.
При желании можно обойтись и без СТО. Я спокойно достаю правой рукой со стороны аккумулятора до этой массы. Приходится, правда, работать на ощупь, но вполне реально и довольно удобно. Накидным ключиком сорвал гайку, а дальше она идёт от руки. Провода можно вытащить и почистить их перед глазами. Шпильку почистить на ощупь и обработать с баллончика. Всё собрать обратно. Главное не упустить гайку
Попробую на ощупь. Спасибо за советы, Андрей.
А подскажи, как и чем лучше почистить это место, помимо баллончика?
Антон, сначала очищаем это место щёткой по металлу. Затем откручиваем и провода выводим к себе, их так удобнее очистить. Берем мелкую наждачную бумагу и очищаем на ощупь место крепления и наконечники проводов.
Берем фотоаппарат и фотографируем также на ощупь. Смотрим на экране фотоаппарата, что получилось
Затем обрабатываем с баллончика и закручиваем всё на место.
Я так делаю. Времени занимает от силы 20 минут. Гайка обычно откручивается без проблем.
На счет фото — хорошая идея
Кстати, магнитола у меня, к сожалению, не стала работать корректней (при нажатии на цифры 4 и 5 отображает через раз настройки басов). Не знаю что с этим можно ещё сделать…
А подскажи реально без ямы добраться до контактов стартера и датчика температуры ОЖ?
Антон, в таком случае магнитолу желательно проверить на наличие кольцевых трещин в пайке, а дальше по ситуации…
Добраться до контактов без ямы вполне реально. Но неудобно до жути. Хотя и с ямой не скажу, что очень удобно.
Мне не удалось добраться до этой массы сверху, очень неудобно. Мешают провода и шланги, что с телефоном не подлезть. Буду пробовать снизу.
Кстати, по прошествии времени магнитола вроде получше стала работать, кнопки поотзывчевее.
Спасибо за советы, Андрей!
Обязательно-ли разъединять контакты? Если такие контакты где трудоемко отсоединять набрызгать прям так будет-ли польза?
При обработке разъединенных контактов нужно ждать высыхания?
Выбираю какой купить Ликви-Моли или Контакт 61. Действительно они одинаковые? Можете помочь определиться с выбором?
Можно-ли пользоваться при низких температурах (около 0С или даже минус)?
Дмитрий, контакты лучше разъединять где это возможно. Высыхания ждать не нужно. При низких температурах пользовался — проблем нет.
liqui moly electronic-spray и Контакт 61 — аналогичные средства и стоимость практически одинакова. Что именно выбрать подсказать не могу, каждый решает сам. Лично я остановил выбор на liqui moly electronic-spray.
Также необходимо понимать, что это универсальные средства и они предназначены больше для защиты и смазки контактов с легким очищающим эффектом. Как раз для нашего авто подходит в самый раз. Но если есть необходимость обслужить проводку стареньких Жигулей, тогда придется обзавестись ещё и именно очистителем контактов. Например, liqui moly Kontaktreiniger. Но необходимо быть очень аккуратным! После его применения контакты обязательно необходимо обработать средством iqui moly electronic-spray!!!
Производитель почему-то на этом не заостряет внимание, что приводит к печальным последствиям.
Некоторые даже обездвижили свои автомобили после применения liqui moly Kontaktreiniger. Контакты очистили, но не защитили и через пару дней они все позеленели. Пришлось спасаться нашатырем.
Андрей, спасибо большое за подробное объяснение! А если все же не разомкнутый контакт обработать liqui moly electronic-spray будет ли польза? или вред?
Дмитрий, вреда точно не будет и защитит от влаги однозначно. Но попадет ли на контакты?
Суть работы спрея — он создает на поверхности контакта защитную пленку и заполняет поры на поверхностной структуре контакта. При соединении разъема мы эту пленку физически сдираем исключительно в месте соприкасания контактов.
В любом случае, я думаю, лучше обработать не разбирая, чем не обработать вообще.
Андрей, спасибо!
Андрей, большое спасибо!
А есть-ли такие контакты, колодки в автомобиле которые нельзя разъединять? Или например можно разъединять только с отключенным аккумулятором? И если нужно отсоединять аккумулятор достаточно-ли скинуть только минусовую клемму?
Нужно-ли обрабатывать контакт в колпаке который одевается на свечу? У меня Мазда 3 — катушка на каждой свече
Дмитрий, контакты можно разъединять все. Допустим, все датчики, фары, АБС и т.д. можно обрабатывать и без отключения аккумулятора. Главное не включать при этом зажигание.
Но для безопасности лучше отключить АКБ, так как в спешке или по невнимательности можно отключить колодку от ЭБУ, что нежелательно делать при подключенном АКБ.
Для отключения аккумулятора достаточно откинуть только минусовую клемму.
Я обрабатываю вв провода, в том числе и контакт, который одевается на свечу. Особой разницы между контактом вв провода и контактом катушки на свече не вижу, поэтому считаю, что можно обработать без проблем.
Андрей, спасибо спасибо! Один раз сайт не разрешает. Так как уже было такое
Привет друзья! Сегодня наткнулся на «iqui moly electronic-spray» по-русски. Описание практически один в один. Цена 176 руб. у нас. Кто нибудь юзал эту жидкость?
Привет, Олег! Опыта работы с этим средством у меня нет, но по описанию вроде всё красиво. И цена на порядок ниже. Единственное, что напрягает, так это последнее предложение в описании: «Дайте очистителю испариться, прежде чем подключать контакты»…
Я бы всё-таки обработал какой-нибудь один контакт и недельку за ним понаблюдал
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста,если в курсе . Говорят при снятии клемной колодки с клапана егр и при обратной его установке, загорается чек, так ли это? И при отключении колодки эбу , не возникнет ли проблем( имею в виду вариан с отключенным акумом)
Приветствую, Виталий. Если отключать АКБ, то чек не загорится ни при отключении ЭБУ, ни при отключении ЕГР
Спасибо. Буду производить профилактику контактов
Уже 6 месяцев пользую «Очиститель электрических контактов» (см. пост выше). Ощущения только положительные. В частности на лачетти восстановил контакт в разъёме подушки безопасности пассажира. Лампочка горела постоянно. После обработки — как и положено — семь раз подмигнет и гаснет…
Здорова, мужики!!! После просмотра фотоотчета «о обработке контактов LM» заинтриговался и решил подбодрить свою ласточку. Купил жижку LM, описанyю раннее, и по инструкции обработал все контакты и даже магнитолу. Времени ушло пару часов, т. к. уронил скобу от контактов форсунок, пришлось снимать поддон еще без ямы. Короче, мне не повезло. В итоге загорелся чек и авто заводится со второго раза. В чем может быть причина? Всё сделал как по инструкций, кроме одного — в сами выводы катушки капнул средство. Все контакты сразу не соединял, проветривал 10 мин, как по инструкции. Хотел как лучше, а получилась шляпа какая-то.
Еще один момент, когда обрабатывал высоковольтные провода, попал жижкой на датчики кислорода. Может на них как-то повлиять жижка, если они были воткнуты в свои разъемы?
Кирилл, может разъем где повредил. У меня так провод от разъема дпрв оторвался. Там провода пересыхают от температуры. Посмотри, может и у тебя что-то похожее. А ещё лучше код ошибки узнать, тогда проще будет
У меня все контакты и катушки обработаны этой жижей. Проблем нет
Повнимательное посмотрел. Один контакт был не зафиксирован до упора, контакт вв кабеля идущий к катушке был лихо подкопчен и не держаля в седле, пришлось подшаманить отверткой и ЛМ) Также продул компрессором все обработанные контакты, т.к. эта жижа нефига не испаряется. В итоге ласточка завелась с пол оборота. Чек горит.
По ходу надо ошибку сбросить.
Вывод: небыло у бабы проблем и завела баба порося))
Здравствуйте. Андрей, а Герметик для контактов gunk m406 не тоже самое? Лежит флакон.
Приветствую, Сергей. Нет, gunk m406 — это изолятор. Поэтому это не то же самое
Он предназначен для дополнительной защиты изоляции электронных компонентов от пробоя. Им обрабатывают именно изоляцию, а не контакты
Андрей добрый день. Я правильно понял, что контакт разъединить…пшикнуть спреем и сразу же одеть обратно? не ждать 10 минут, как написано?
Приветствую, Игорь. Да, все верно. Но если контакты сильно загрязнены, тогда я несколько раз соединяю и разъединяю разъем после обработки, и затем обрабатываю второй раз
А я использую IMG для профилактики .
У меня проблема. Хонда CR-V 4. Обработал контакты при отключенной минусовой клемме АКБ.
И заодно обработал клеммы АКБ. Минусовую брызнул прямо на клемму АКБ пока был снят провод. Когда одевал, клемма была еще мокрая, были искры небольшие. Все работает. Но сигналка стала стала глючить сильно. Наверное от этих искр. Теперь плохо работает. Пытался уже снимать — одевать клемму без искр. Протер ее тряпкой. Быстро одел, хотел без искр, но искры немного есть. Сигналка по прежнему плохо работает. Еще есть тоненький проводок отходит от минусового кабеля, он на клемме, можно отсоединить. Интересно может его надо подключать после того как кабель уже одет?
Обрабатывал LM Electronic Spray
Дмитрий, это произошло не от обработки, а от отключения АКБ. Не редко сигналки перестают корректно работать после отключения питания. Необходимо посмотреть инструкцию к сигналке, там указано, как её сбросить или перейти в режим валет (сервисный режим).
Искры от того, что имеется значительный ток потребления в бортовой сети (магнитола, БК, подсветки всевозможные и т.п.)