- Адсорбер или Абсорбер
- Для чего нужен адсорбер
- Гравитационный клапан адсорбера
- Где находится адсорбер
- Как работает адсорбер
- Как работает клапан адсорбера
- Неисправности адсорбера
- Как проверить клапан адсорбера
- Видео Как проверить клапан адсорбера
- Что такое адсорбер и как он работает. Видео
- Артикул клапана адсорбера Шевроле Лачетти 1.6
Рассмотрим на простом языке, как работает адсорбер на автомобиле, какие могут быть неисправности адсорбера, а также, как просто проверить клапан адсорбера.
Многие автолюбители не знают, что такое адсорбер и уж, тем более, зачем он нужен и установлен ли он на их авто. Также большинство недооценивают этот узел и считают его второстепенным в устройстве автомобиля.
Заблуждения встречаются и в понимании принципа работы продувочного клапана адсорбера.
Ну разберемся во всем по порядку.
Адсорбер или Абсорбер
В интернете и в автомобильных сообществах можно встретить оба этих названия. Но на самом деле это две разные системы, а на автомобиле установлен именно адсорбер. Поэтому называть сие устройство абсорбером не верно.
Адсорберы используются как в промышленности, так и в автомобилестроении.
Причем, начиная с введения норм токсичности ЕВРО 2, данные системы обязательны к установке на транспортные средства.
Для чего нужен адсорбер
Адсорбер предназначен для уменьшения загрязнения окружающей среды парами бензина. Всем известно, что бензин очень хорошо испаряется.
Это с ним происходит и в бензобаке автомобиля.
Из-за этого повышается давление в топливном баке, что является проблемой.
Чтобы решить данную проблему, бензобак необходимо сообщать с атмосферой. Благодаря этому мы сможем поддерживать давление в баке приближенным к атмосферному.
Но если мы просто соединим бак с атмосферой, тогда бензин будет испаряться прямо в окружающую среду, нанося вред экологии.
На старых авто системы адсорбера не было. Поэтому возле них практически всегда ощущался запах бензина. С введением норм ЕВРО 2, это стало недопустимо и все автомобили обязали устанавливать системы улавливания паров бензина.
На простом языке — на автомобилях без адсорбера бензин испаряется в атмосферу, а на авто с адсорбером эти пары сжигаются (окисляются) в цилиндрах двигателя.
Простыми словами, система улавливания паров топлива (EVAP) — это система вентиляции топливного бака, состоящая обычно из:
- Гравитационного клапана
- Адсорбера
- Управляемого клапана продувки адсорбера
- Трубопроводов
Гравитационный клапан адсорбера
Гравитационный клапан является обязательным элементом системы. Он предотвращает попадание топлива из бензобака в адсорбер при опрокидывании автомобиля.
Устанавливаться может как в бензобаке, так и за его пределами. Например, на Шевроле Нива он установлен возле заливной горловины, а на Шевроле Лачетти в бензобаке
Где находится адсорбер
Принцип работы адсорбера на разных авто одинаков, разница лишь в форме и расположении адсорбера и клапана продувки. У некоторых он установлен в моторном отсеке. Например, ВАЗ 2115
А, например, у Шевроле Лачетти — под днищем возле заднего колеса
Как работает адсорбер
Пары топлива из бака через гравитационный клапан попадают в адсорбер (емкость с активированным углем) через штуцер с надписью «TANK», где накапливаются, пока двигатель не работает. Второй штуцер адсорбера с надписью «PURGE» соединен трубкой с клапаном продувки адсорбера, а третий с надписью «AIR» соединен с атмосферой.
Более понятно это выглядит следующим образом.
Автомобиль стоит на стоянке. Бензин в баке постепенно испаряется, повышая давление. Избыток давления стравливается по пути — гравитационный клапан-адсорбер-атмосферный штуцер адсорбера.
То есть, давление стравливается в атмосферу, но пары топлива при этом конденсируются на активированном угле адсорбера.
При остановленном двигателе электромагнитный клапан продувки закрыт, и в этом случае адсорбер не сообщается со впускным коллектором.
При работе двигателя ЭБУ, управляя электромагнитным клапаном, осуществляет продувку адсорбера свежим воздухом за счет разрежения во впускном коллекторе. То есть, пары высасываются из адсорбера, а по атмосферному штуцеру в адсорбер заходит свежий воздух.
Пары бензина смешиваются с воздухом и отводятся во впускной коллектор за дроссель и далее поступают в цилиндры двигателя.
Поэтому адсорбер можно образно сравнить с самоочищающимся фильтром отстойником.
Как работает клапан адсорбера
Многие ошибочно считают, что при запуске двигателя на клапан адсорбера сразу подаётся напряжение и он открывается, продувая адсорбер. Даже видел «пособия» и «обучающие видео» по этому поводу. На самом же деле управление клапаном продувки осуществляется ЭБУ по специальным алгоритмам, основанным на показаниях датчиков температуры, расхода воздуха и т.д.
Чем больше расход воздуха двигателем, тем больше длительность управляющих импульсов ЭБУ и тем интенсивнее продувка.
Именно импульсы, а не просто подача напряжения! Поэтому есть такое понятие, как «скважность продувки адсорбера», которая находится в пределах от 0% до 100%.
Вот скважность продувки адсорбера в диагностической программе Chevrolet Explorer. За всю поездку это только первый сигнал ЭБУ на продувку, равный всего лишь 6%.
Клапан адсорбера образно можно сравнить с водопроводным вентилем, нежели с клапаном. То есть, клапан адсорбера не просто открывается/закрывается, а регулирует интенсивность прохождения газов.
Неисправности адсорбера
Неисправный адсорбер может привести к двум самым распространенным проблемам:
1. Так как адсорбер напрямую связан с давлением в бензобаке, то при его неисправности могут раздаваться хлопки в бензобаке, а также может слышаться характерное шипение при откручивании пробки заливной горловины.
2. При неисправности клапана адсорбера может наблюдаться очень нестабильный холостой ход. Особенно при прогреве. Именно такой случай я диагностировал в этом видео
Как проверить клапан адсорбера
Принцип проверки на большинстве автомобилей одинаков, но мы рассмотрим на примере Шевроле Лачетти.
Проблемы с клапаном продувки адсорбера можно разделить на несколько основных пунктов:
- не приходят импульсы на клапан
- неисправность обмотки клапана
- заклинивание клапана в открытом положении
- заклинивание клапана в закрытом положении
Проверить целостность проводки и работоспособность клапана можно как программными методами, так и обычным мультиметром. А вот проверить герметичность клапана можно только физически.
Проверить импульсы, проводку и обмотку клапана очень просто программой Chevrolet Explorer, во вкладочке «управление механизмами — тест клапана продувки адсорбера». При нажатии на кнопку «ВКЛ» в диаграмме программы мы увидим вот такие сигналы
Это означает, что ЭБУ дает команду на клапан. Вместе с этим от клапана будет исходить звук щелчков в такт с этими сигналами, что, в свою очередь, означает, что импульсы до клапана доходят и обмотка целая, так как клапан срабатывает.
Кстати, если у Вас ещё нет диагностического адаптера, тогда советую обязательно прочитать рубрику диагностики и приобрести адаптер.
Электрическая часть исправна. Это мы проверили. Но чтобы быть уверенными, что клапан не заклинил физически, его можно снять и проверить. Демонтируется он очень легко и на это у меня уходит не больше 30 секунд.
К клапану подключены две трубки и разъем с двумя проводами. Сам клапан даже не прикручен, а просто вставлен в своё рабочее место.
На фото одна трубка уже снята.
Чтобы снять клапан достаточно сдёрнуть две трубки, отмеченные зелёной и красной стрелкой(красная уже снята, а зелёная плохо видна с этого ракурса). Трубки снимаются просто и легко без всяких фиксаторов.
Затем нажать на металлический фиксатор и отстегнуть колодку проводов (показано желтой стрелкой)
После этого надавить на штуцер, показанный красной стрелкой и клапан выйдет из своего посадочного места
Клапан является нормально закрытым, то есть без подачи напряжения он не пропускает воздух. Нужно это проверить любым доступным способом.
У меня для этих целей имеется шприц и кусочек вакуумной трубки, оставшейся после замены трубок датчика абсолютного давления.
Также необходима емкость с водой.
Нужно подключить шприц к тонкому штуцеру клапана, а толстый штуцер опустить в воду
Примечание. На толстый штуцер удобнее одеть отрезок шланга и опустить его в воду.
Давим на поршень шприца. Воздух при этом не должен проходить. То есть, в воде не должно быть пузырьков воздуха
При перемещении поршня шприца должно ощущаться сопротивление, а сам поршень стремится вернуться в первоначальное положение, что означает герметизацию клапана.
Осталось проверить только открытие клапана. Для этого берем два провода с такими мини-мамами
И подключаем к разъёму клапана адсорбера
Передвигаем поршень шприца и подключаем провода к аккумуляторной батарее. При подключении должен раздаться щелчок. Это значит, что клапан открылся.
В воде при этом будут видны пузыри воздуха
Можно также проверить сопротивление обмотки клапана. Оно должно составлять 25-30 Ом
Бывает такое, что клапан не открывается. Тогда его только менять на исправный.
Видео Как проверить клапан адсорбера
Посмотрите более подробно, как проверить клапан адсорбера на нашем видео
Что такое адсорбер и как он работает. Видео
Видео версия про адсорбер
Артикул клапана адсорбера Шевроле Лачетти 1.6
Номерок клапана — GM 96408210
Всем Мира и ровных дорог!!!
Добрый вечер. На счет проверки все понял. Пока не совсем понятно на счет проблемы хлопков после остановки машины (машина обычно хорошо прогрета после длительной езды), часто такая проблема встречается. На сколько я понял многие грешат на угольный фильтр и пытаются его греть и размягчать уголь в нем. Хочется услышать ваше мнение по этому поводу. Спасибо)
Приветствую, Владимир. Проблема в том, что бак должен без особых препятствий сообщаться с атмосферой. В адсорбере есть трубка, которая сообщается с атмосферой.
Когда авто стоит, то избыток испарения бензина отводится в адсорбер. При поездке клапан адсорбера периодически открывается и отсасывает пары топлива. Одновременно с этим, через атмосферную трубку подаётся воздух.
Если воздух будет подаваться с сопротивлением, то в баке образуется разрежение от работы насоса и от открытого клапана адсорбера. После остановки насос останавливается и клапан закрывается, а в баке восстанавливается давление и слышно хлопок.
Фильтрующий элемент в адсорбере имеет свойство уплотняться и снижать пропускную способность. Также негерметичный клапан адсорбера может создавать повышенное разрежение. Учитывая логи, выложенные на форуме, где положение ДЗ составляет всего 1.6%, то очень может быть, что проблема в нарушении клапана адсорбера. Или, допустим, клапана вентиляции картера. Довольно часто я определяю подсосы отключением этих систем от впускного коллектора и глушу их штуцера. Если положение ДЗ становится около 3%, значит какой-то клапан не работает должным образом. Чаще всего виноват клапан системы вентиляции картера, но и клапан адсорбера тоже может доставлять проблемы. Особенно, если бак хлопает после остановки.
В общем смысл я понял. В первую очередь надо проверить клапан адсорбера на работоспособность. Там уже видно будет. Холопки есть, проблема по сути старая.
Проверил сегодня клапан адсорбера. Ниже приведу пару фоток проверки и лог. По проверкам все отлично с клапаном. По хлопкам остается только фильтр угольный. Его или менять или восстанавливать пробовать. Может есть когда этого фильтра? интересно сколько новый стоит.
https://yadi.sk/d/Xrldms3b3LZHrK
лог
Володь, для начала стоит попробовать его восстановить, потому что за новый просят около 2000 грн.
Номерок его 96553844
Да не мало так стоит… Будем пробывать восстанавливать. Читал что пытаются его греть и чуть-ли не ногами по нему ходить) может есть у кого практический опыт как над ним лучше поколдовать?
Практический опыт у меня есть. Но не на своём автомобиле. Хотя это сути не меняет.
Была такая проблема на универсале. Адсорбер даже снимать не пришлось.
У хозяина машины была ручная шлифовальная машинка. Мы залезли в смотровую яму и хорошенько приложились к адсорберу вибрацией от этой шлифмашинки. После этого проблемы ушли
Думаю, что и обычная ударная дрель сгодится.
Товарищ даже патент думал получить за устройство адсорбера вместе с вибратором. Нажал кнопку и вибратор восстановил сыпучесть адсорбера
Круто! А с ямы доступ к адсорберу удобный? Или лучше колесо снять? Хочу попробовать данную реанимацию
Да метода крутая! Буду обязательно пробовать
Для этих целей доступ к адсорберу из ямы очень удобный
Эту методу мы позаимствовали на заводе по переработке спирта и производству алкогольных напитков. Раньше приходилось частенько там бывать . Так вот там тоже используют угольные адсорберы для производственных нужд. И на адсорберах стоят вибраторы для возобновления сыпучести угольных гранул.
Правда сигнал на вибраторы подаётся строго 10-400 Гц. Но наша шлифмашинка тоже справилась отлично
Скажите, а как понять, что нужно восстанавливать угольный фильтр? Какие симптомы?
Сергей, чаще всего — это хлопки в бензобаке и характерное шипение при откручивании крышки бензобака.
При диагностике — при принудительном открытии клапана, датчик кислорода должен на это отреагировать. Если этого не произошло, тогда под проверку клапан и фильтр
Хлопки в бензобаке после остановки машины на пример на светофоре. Можно скать что такое впечатление что зимой не так сильно выражено а вот летом регулярно, хотя это относительно. Все никак руки до перфоратора не дотянуться… но очень хочется!!!
Андрей, здравствуйте.
По поводу клапана продувки адсорбера вопрос. Снял я его и проверил он механически исправен ( шпирцом не дуется, подаю напряжение на него от АКБ, открывается клапан и продувается).
Но когда в шевроле экспрорере нажимаю в меню управления механизмами на «ВКЛ» в меню продувки адсорбера, то нечего не происходит, вообще нечего, как был график 0 %, так и стоит дальше. Что это может быть? Как проверить, может ЭБУ не посылает сигналы на коннектор датчика продувки? Или сам угольный элемент закоксовался и поэтому нет реакции на тест продувки адсорбера?
Приветствую, Дмитрий. Клапан при этом тоже молчит?
Через программу, молчит..Напрямую к АКБ — цокает.
Я бы еще обратил внимание, дает ли ЭБУ команду на открытие клапана во время обычной поездки.
Также проверил бы наличие напряжения на первом контакте клапана при работающем двигателе. И проверил сопротивление провода от второго контакта клапана к 65 контакту ЭБУ
ЭБУ изредка по графикам да выдает от 2 до 6 % открытие.
Напряжение и сопротивление с подключенным клапаном через скрепки проверять, или просто в разъеме для клапана?
Просто в разъеме
Здрасте, при тестах в проге не выдает такой график до 96% как шла прямая так и идет, но если авто завести через время снять трубку в сторону абсорбера, слышно как щелкает клапан.
Возможно просто в этом конкретном эбу урезана эта функция. Если на графиках при езде видно, что график адсорбера изменяется, значит эбу управляет клапаном и всё норм
Стоит 3BSN
Здравствуйте. «При диагностике — при принудительном открытии клапана, датчик кислорода должен на это отреагировать.» Каким образом ? уровень датчика ДК1 должен повышаться или наоборот понижаться ? на прогретом двигателе во время езды показания ДК1 идут пилой как обычно при этом скважность адсорбера достаточно интенсивно может меняться вплоть до 60% и никакой зависимости от ДК1 не заметно.
Приветствую, Антон. Подаем напряжение на клапан. После этого ДК1 идет вверх, а коррекции в минус.
При продувке адсорбера, ЭБУ знает, что он открыл клапан, поэтому чуть уменьшает импульс впрыска и состав смеси практически не изменяется. Поэтому ДК нам ничего не показывает
Андрей, здравствуйте. Проверял адсорбер по видео: со стороны тонкого штуцера, что давлю, что выдавливаю шприц — поршень восстанавливается, герметично. Со стороны толстого штуцера выдавливаю по стрелке — поршень возвращается, а если вдавить поршень против стрелки, то воздух идёт через тонкий штуцер. Нормально ли это? в видео и статье этот вариант не описан.
Напряжение в норме, клапан открывается, характерные щелчки также слышны. Тест проходит
Приветствую, Антон. Если я правильно понял, то проблем там нет. Если простыми словами, то главное, чтобы воздух не двигался в сторону впускного коллектора при отсутствии напряжения на клапане (он закрыт)
Андрей, здравствуйте. Вот уже года 3 не могу разобраться с неисправностью. Все как Вы и описываете выше. Проблема не постоянная, происходит только при прогреве (троит, плавают обороты). Шаги рхх вплоть до 4 на холостых на горячую. Подсос на форсунках устранил, но не помогло. Рхх подкидывал новый — шаги показывает такие же. Все проверил, вроде как негде больше подсосу быть. Прочитав Вашу статью, понял, что скорее всего идет воздух через клапан адсорбера. Снял — к дросселю не продувается, наоборот — воздух проходит без проблем. При подаче питания щелкает. Логи прикрепляю. Меня смущает то, что положение клапана адсорбера почти постоянно 5-6%, а параметр «соленоид продувки адсорбера» — постоянно ЗАКРЫТ. Тряска двигателя и плавание оборотов происходит в тот момент когда скачут параметры «Датчик ДК1 готов — ДА/НЕТ», «Положение клапана продувки адсорбера — «6%-0», «Управление топливной смеси — РАЗОМКНУТО/ЗАМКНУТО. Глушил болтиком шлангу на дроссель от адсорбера — подергивания были, но практически незаметны. При этом клапан оставался подключенным к эбу и топливному баку (скоре всего сбоить и должно, т.к. ЭБУ думает что пары идут во впуск. В общем, буду признателен за хоть какие-то мысли по поводу этой неисправности. Двигатель старый 1.8 эбу HV-240.
Приветствую, Костя. Для этого ЭБУ такое поведение адсорбера ( 5-6%, а параметр “соленоид продувки адсорбера” – постоянно ЗАКРЫТ) является нормой. То есть, это нормально.
А вот 4 шага — это очень мало. По хорошему нужно дымить. Если клапан перепускает, тогда при его глушении поднялись бы шаги РХХ.
И на этом скриншоте видно, что датчик кислорода не работает как положено
Я открыл тему на форуме про щелчки в районе заднего сидения, но так-как один из форумчан написал, что проблема может быть в клапане решил спросить про возникшие проблемы здесь. https://moylacetti.ru/forums/topic/shhelchki-v-rajone-zadnego-sideniya/
Суть проблемы: на холостом ходу стали раздаваться щелчки где-то в районе заднего сидения, при этом проседают обороты. Если я правильно всё услышал: щелчок- обороты проседают секунды на три, потом ещё щелчок- обороты восстанавливаются, далее пауза секунд тридцать или чуть больше и снова всё повторяется. Что это может быть?( В тот день когда это началось мне варили гофру глушителя, с этим может быть связано?)
Игорь, если дело и в системе адсорбера, то обычно не в клапане, а в забитой атмосферной трубке или в забитом угольном фильтре (который возле правого заднего колеса)
А что ещё может щёлкать в районе заднего сидения? Бензонасос может издавать такие звуки? Щелчки отчётливо слышны только изнутри.
Забитый угольный фильтр удалось вылечить резиновым молотком и нагревом промышленным феном. Физическое воздействие осуществлялось пока из фильтра не начали высыпаться гранулы угля. После сборки хлопки в районе бензобака пропали полностью. Выше про них писал.
Приветствую всех!
«А что ещё может щёлкать в районе заднего сидения? Бензонасос может издавать такие звуки?»
Игорь, по-идее, в бензонасосе щелкать нечему, но Вы попробуйте сопоставить щелчки с графиком продувки адсорбера в Chevrolet Explorer. Клапан продувки действительно может щелкать так, что это будет на слух заметно, но правда слышно это, разумеется, под капотом. Кстати, все кто ищет замену родному клапану (по тем или иным причинам) и не хочет покупать родной (стоит он нынче мягко-говоря, недешево), могу предложить поставить клапан 28910-22040 с али. Он один в один как наш, за исключением того, что сопротивление его обмотки на 3 Ома меньше ( у меня родной — 27 Ом, «алишный» — 24 Ом) и входной штуцерок чуть толще, чем у родного, но это никак не мешает надеть на него шланг.
как должен работать клапан адсорбера связанный с воздухом. Я имею ввиду, должен ли он дутся в две стороны, или в одну?
Аскарбек, не совсем понятен вопрос. В статье показано, как его проверить
Просто у меня на машине 2 клапана стоит один под капотом а другой клапан рядом фильтром адсорбера и он постоянно открытый и сасет воздух при заведенем двигателе
Здравствуйте. А почему в статье ничего не заметил про клапан в крышке бензобака? Могут ли симптомы неисправности этого клапана быть перепутаны с признаками неисправности адсорбера или других клапанов, с ним связанных?