- Технические данные моторного масла
- Что означают технические данные?
- Данные, которые легко найти
- Кинематическая вязкость при 40°С (ASTM D-445)
- Кинематическая вязкость при 100°С (ASTM D-445)
- Индекс вязкости (ASTM D-2270)
- Имитатор холодного пуска (CCS) (ASTM D-2602 / 5293)
- Мини-ротационный вискозиметр
- Температура потери текучести
- Граничная температура прокачивания моторного масла (ASTM D-3829)
- Температура вспышки (ASTM D-92)
- Температура горения (ASTM D-92)
- Общее щелочное число (TBN) (ASTM D-2896)
- Высокая температура – высокая прочность на сдвиг (ASTM D-4683)
Технические данные моторного масла
Когда вы сравниваете масла для возможного использования в вашем двигателе, первое что вы должны сделать, это сравнить технические данные этих масел. Это практически единственный объективный способ подбора масла, который обеспечит вашему автомобилю лучшую защиту и большую эффективность.
Что означают технические данные?
Существует 16 технических данных, которые вы можете найти в техническом описании любого моторного масла. Это:
1. Кинематическая вязкость при 100˚С
2. Кинематическая вязкость при 40˚С
3. Индекс вязкости
4. Имитатор холодного пуска (Cold Crank Simulator)
5. Мини-ротационный вискозиметр
6. Предел прокачиваемости
7. Температура потери текучести
8. Температура вспышки
9. Температура горения
10. NOACK Volatility (склонность масла к испарению)
11. Вязкость масла в условиях высокой температуры и большой скорости сдвига
12. Тест на износ Four Ball Wear Test
13. Общещелочное число
14. Содержание фосфора, вес %
15. Содержание цинка, вес %
16. Сульфатная зольность
К сожалению, многие производители предоставляют только две или три из вышеперечисленных показателей. Некоторые производители могут предоставить только впечатляющие данные, которые ничего не значат, и объективно не могут помочь в подборе масел.
Это делает процедуру подбора масла проблематичным, но не невозможным. Далее вы узнаете, какие данные являются полезными для подбора лучшего масла для вашего автомобиля.
Данные, которые легко найти
Из 16 показателей перечисленных выше, 11 вы можете легко найти в техническом описании к маслу. В большинстве случаев, два или три из них могут отсутствовать. Это могут быть различные данные. Одна компания может не опубликовать NOACK, другая не отразить общее щелочное число.
Иногда некоторые данные не публикуются из-за того, что компания не хочет, чтобы вы о них узнали, а не потому, что они не доступны. Вы можете позвонить производителю или отправить email, чтобы получить интересующие вас данные, но это потребует некоторой настойчивости.
Конечно, в некоторых случаях компании не публикуют данные о масле, так как думают, что люди все равно их не поймут и так далее. В этом случае, если вы свяжетесь с ними, они будут рады их вам предоставить.
Каждый показатель, который вы найдете, использует стандарты ASTM (Американское общество испытаний и материалов) и обозначается соответствующим номером ASTM. Когда вы сравниваете результаты испытаний, убедитесь, что эти номера проставлены и что сравниваемые показатели имеют одни и те же номера ASTM.
Часто публикуемыми техническими данными являются:
1. Кинематическая вязкость при 100˚С
2. Кинематическая вязкость при 40˚С
3. Индекс вязкости
4. Имитатор холодного пуска (Cold Crank Simulator)
5. Мини-ротационный вискозиметр
6. Предел прокачиваемости
7. Температура потери текучести
8. Температура вспышки
9. Температура горения
10. NOACK Volatility (склонность масла к испарению)
11. Вязкость масла в условиях высокой температуры и большой скорости сдвига
Хотя я считаю, что NOACK и тест на износ 4 шарика также важными (или даже более важными, мы это еще будем обсуждать), я перечислю и дам описание первым 11 показателям, которые являются более доступными. Они дадут вам ясную картину о технических характеристиках моторного масла.
Кинематическая вязкость при 40°С (ASTM D-445)
Хотя это испытание не используется специально для классификации масла по определенной вязкости, оно используется для установления индекса вязкости масла. Каждый лист технических данных масла имеет этот показатель.
Кинематическая вязкость при 100°С (ASTM D-445)
Это испытание полезно только для установления классификации вязкости масла и определения его индекса вязкости. Каждый лист технических данных масла имеет этот показатель.
Индекс вязкости (ASTM D-2270)
Мы уже ранее говорили об индексе вязкости, но я еще раз кратко изложу основные моменты. Индекс вязкости – это способность масла поддерживать вязкость постоянной в широком диапазоне температур. Чем выше индекс вязкости, тем лучше эта способность. Я бы не покупал всесезонное масло, если его индекс вязкости ниже 130-140. Индекс вязкости сезонного масла, по моему мнению, не должен быть ниже 100.
Главное, что надо запомнить о показателях индекса вязкости, это то, что они относятся к показателям способности масла поддерживать вязкость постоянной, когда оно новое. Индекс вязкости ничего не расскажет о том, как быстро масло теряет эту способность со временем. На самом деле, даже если масло имеет индекс вязкости 180, оно может поддерживать его на этом уровне в течение 3000 км пробега.
Минеральные масла более склонны к потере индекса вязкости по сравнению с синтетическими маслами. Это из-за того, что синтетики требуют намного меньше вязкостных присадок для повышения индекса вязкости. Вязкостные присадки могут выработаться очень быстро, особенно если это длиноцепные полимеры. Следовательно, чем меньше требуется вязкостных присадок, тем меньше будет воздействие на индекс вязкости масла с течением времени.
Вдобавок, минеральные масла Группы III (которые могут использоваться в качестве базового масла для «синтетических» масел) могут быть произведены с индексом вязкости схожим с маслами на базе ПАО. Разница может быть порядка 20-ти пунктов. Как бы то ни было, используя вязкостные присадки, можно поднять индекс вязкости до уровня ПАО-масел или даже выше. Просто запомните, что присадки со временем выработаются и масло будет иметь низкий показатель индекса, что в меньшей степени происходит с пао-маслами или маслами на основе эстеров.
Имитатор холодного пуска (CCS) (ASTM D-2602 / 5293)
Имитатор холодного пуска измеряет возможность пуска двигателя в условиях, когда моторное масло охлаждено до определенной температуры. В этом испытании измеряется скорость прокрутки коленчатого вала. Для того чтобы масло было классифицировано как всесезонное масло, она должно достичь определенного показателя в этом испытании, как описано в SAE J300 «Физические требования спецификации моторного масла».
Когда вы видите показатели теста CCS, будьте внимательны, чтобы не подумать, что они являются измерением скорости вращения коленвала. Если бы это было так, то для нас, чем выше число, тем лучше. Но не в этом случае. Нам нужны меньшие показатели. Чем ниже показатель в этом тесте, тем лучше. Это мера измерения вязкости.
Чем ниже температура масла в течение испытания, тем больше увеличиваться число CCS. Каждый раз, когда вы видите показатель CCS, он должен сопровождаться температурой, при которой этот тест был проведен, потому что испытание не всегда проводится при одной и той же температуре. Как бы то ни было, масла одинаковой вязкостной классификации должны быть испытаны при одинаковой температуре для того чтобы им была присвоена соответствующая вязкость по спецификации J300.
Имитатор холодного пуска является ротационным вискозиметром с малым расстоянием между профилированным (не цилиндрическим) ротором и прилегающим к нему статором. Таким образом, имитируются зазоры в подшипниках двигателя. Специальным двигателем поддерживается постоянный крутящий момент при заданных температурах, а скорость вращения является мерой вязкости. Вискозиметр калибруется с применением эталонного масла. Применяется для определения вязкости запуска (cranking viscosity) в сантипуазах (сП) при разных заданных температурах, соответственно с предполагаемой степенью вязкости SAE для моторного масла (-5° для SAE 25W; -10° для SAE 20W; -15° для SAE 15W; -20° для SAE 10W; -25° для SAE 5W и -30°С для SAE 0W).
Так как проведение этого испытания требуется для классификации всесезонных масел с определенным классом «W», то естественно этот показатель должен быть отражен в листке технических данных любого всесезонного масла. Если его нет, то запросите его у производителя. У них эти данные имеются.
Мини-ротационный вискозиметр
Это испытание является сопутствующим предыдущему. Комбинация результатов этих двух тестов определяет классификацию «W» масла. В то время как тест CCS определяет показатель способности масла течь и смазывать узлы трения в холодном двигателе, MRV определяет вязкость прокачивания, что является мерой способности масла течь и создавать необходимое давление в системе смазки на начальной стадии работы холодного двигателя.
Так же как и CCS, данные теста MRV должны быть легко доступны, так как они требуются для классификации масла по SAE.
Температура потери текучести
Температура потери текучести — это температура, которая на 5 градусов по Фаренгейту выше температуры масла, при которой оно не течет в наклоненном сосуде в течение 5 секунд. Простыми словами, температура потери текучести это самая минимальная температура, при которой масло еще в состоянии течь. Это не означает, что оно будет легко прокачиваться по двигателю при этой температуре, просто масло при такой температуре всё еще ведет себя как жидкость.
Имейте в виду, что температура потери текучести масел, в которые необходимо добавлять депрессанты (обычно минеральные масла), будет слегка подниматься каждый раз, когда ваш двигатель будет сталкиваться с холодной погодой, потому что присадки депрессанты срабатываются со временем. Синтетические масла не используют депрессанты (либо совсем немного), поэтому они будут поддерживать постоянную температуру потери текучести более продолжительный период времени.
Эти данные даются в каждом техническом описании масла. Конечно, если масло разработано для работы при низких температурах, то очевидно, что эта спецификация не так важна. Но если вы смотрите на техническое описание масла, которое рассчитано для работы в холодных условиях (всесезонные масла), то этот показатель должен быть отражен. Если это не так, то это очень подозрительно.
Граничная температура прокачивания моторного масла (ASTM D-3829)
Граничная температура прокачивания моторного масла это температура масла, при которой оно будет соответствующим образом прокачиваться по двигателю для обеспечения необходимой смазки и защиты.
Для того чтобы быть уверенным что масло соответствующим образом прокачивается по двигателю в условиях низких температур, ищите масло с граничной температурой покачивания настолько низкой, насколько вы ожидаете ее в том месте, в котором автомобиль будет использоваться. Например, те, кто проживает в условиях северного климата, по всей вероятности, захочет использовать масло с граничной температурой прокачиваемости ниже -40˚С.
Температура вспышки (ASTM D-92)
Температура вспышки масла — это температура, при которой пары масла воспламеняются в присутствии пламени. Существуют и другие условия и требования испытания, но главная суть заключается в том, что масло достигает температуры вспышки, когда оно начинает значительно испаряться.
В современных двигателях температура вспышки ниже 204 ˚С не допустима. Ищите масло с температурой вспышки как минимум 215 ˚С, если вы хотите хорошее масло. Любое высококачественное синтетическое масло и даже хорошее минеральное масло должно быть с такой температурой вспышки и даже выше.
Температура горения (ASTM D-92)
Температура горения схожа с температурой вспышки. Это испытание показывает температуру, при которой масло будет испарятся до такой степени, что обеспечит продолжительное пламя. Температура горения минерального масла должна быть как минимум 215 ˚С, температура горения синтетического масла должно быть 249 ˚С и выше.
Эта спецификация реже встречается, чем температура вспышки или температура потери текучести. Но все же в большинстве технических листках эти данные еще отражаются.
Общее щелочное число (TBN) (ASTM D-2896)
Это еще один элемент, который обсуждался кратко ранее. В сущности, TBN это относительный показатель того, как хорошо нейтрализуется образование кислот в масле и как долго масло может это делать. Чем выше число, тем лучше масло противодействует кислотам, образующимся в результате конденсации, окислительных процессов и продуктов горения.
Обычно масла для бензиновых двигателей имеют показатель TBN в районе 5-8, дизельные масла в районе 9-14. Большинство синтетических масел премиум-класса имеют TBN выше, чем минеральные, даже когда сравниваются синтетические масла для бензиновых двигателей и минеральные масла для дизельных двигателей, хотя это правило не для всех масел. Данные TBN по дизельным маслам, в отличие от масел для бензиновых двигателей, практически всегда отражаются в технических описаниях.
Высокая температура – высокая прочность на сдвиг (ASTM D-4683)
Это испытание моделирует результаты сдвига, которые могут произойти в двигателе. На самом деле, данное испытание было разработано для имитации вязкости моторного масла в работающих подшипниках коленчатого вала. Вязкость, при высокой температуре и высокой скорости сдвига в D-4683, определяется при помощи имитатора конического подшипника TBS (TaperedBearing Simulator) и моделирует давление при очень высоких температурах.
Вы, возможно, помните, что всесезонные минеральные масла обычно используют полимеры с длинными цепями молекул для «укрепления» себя. В экстремальных условиях, когда может произойти сдвиг, эти полимеры разрушаются. Так как они разрушаются, вязкость масла уменьшается. Это именно то, что измеряет испытание Высокая температура – высокая прочность на сдвиг (ASTM D-4683).
На самом деле, для того чтобы отвечать требованиям экономии топлива, знак «Energy Conserving», который вы можете видеть на большинстве бутылках моторных масел, производители масел используют очень нестабильные вязкостные присадки в маслах, которые представляют на рассмотрение в испытании. Почти сразу эти присадки сдвигаются, в связи, с чем масло начинает быстро терять вязкость, что становится причиной достижения более эффективных показателей топливосбережения.
Затем, так как API предоставляет значительную свободу производителям минеральных масел для замены пакетов присадок (до тех пор пока пакеты присадок лицензированы API), компании будут использовать различные присадки для масла, которые на самом деле будут заливаться в бутылки. В результате этого в упаковке оказывается не совсем тот топливосберегающий продукт, что был на испытании.
Испытание HT/HS измеряется в сантипуазах (cP) также как и имитатор холодного пуска. Однако в этом испытании, так как вы надеетесь на наименьшие потери вязкости с повышением температуры и внешнего воздействия, вы хотите, чтобы показатель сР оставался высоким (по крайней мере, соответствующий минимуму, установленному стандартами SAE J300).
Каждая спецификация SAE всесезонного масла имеет определенный минимальный предел показателя cP в испытании HT/HS. Если всесезонное масло не достигает необходимого низшего предела cP, оно не может быть классифицировано соответствующей вязкостной спецификацией. Например, в соответствии со спецификациями SAE J300, масло должно достигать показатель сР 3,7 или выше для того чтобы быть классифицированным как масло 15w-40.
Поэтому, показываются эти данные производителем в PDS или нет, компания имеет эти данные. Эти данные необходимы для отнесения масла к определенной мультивязкостной спецификации. Конечно, это не относится к сезонным маслам, хотя некоторые компании производят это испытание на таких маслах тоже.