Фотоотчёт о том, как проверить и промыть самостоятельно топливные форсунки автомобиля без специальных приспособлений и с минимальным набором инструмента.
Рассмотрим этот процесс на автомобиле Шевроле Лачетти.
Примечание! На автомобилях с системой управления двигателем (в народе — инжекторный) и системой впрыска — «впрыск на клапан»(коих большинство на данный момент) требуется чистка трёх составляющих — форсунки, впускные клапаны и камера сгорания. Особенно впускные клапаны, так как они горячие и впрыск происходит именно на них. Из-за этого на клапане образуются отложения от бензина и особенно масла из системы вентиляции картера, мешающие работе клапана и испаряемости бензина, что приводит к ухудшению смесеобразования. Поэтому промывка без снятия форсунок также необходима. Желательно делать это перед каждой третьей смене масла. Но это уже другая тема. Мы же на этой странице рассматриваем проверку и промывку форсунок с визуальным контролем герметичности и распыления, а также заменой уплотнителей.
А как промывать форсунки без снятия смотрите здесь — Как промыть инжектор своими руками без снятия форсунок
Необходимые инструменты и материалы для проверки и чистки форсунок
- Гаечные ключи на 12 мм и 10 мм (желательно головки или накидные)
- Баллон очистителя карбюратора/инжектора
- 8 новых уплотнителей на форсунки
- Отвёртка или маленькая монтажка
- Чистая ветошь
- Небольшая ёмкость (пол литровая банка)
- Мультиметр (по возможности)
- Два провода с вот такими наконечниками (мама) с одной стороны
Можно, конечно, ещё добавить несколько пунктов, но цель всего данного мероприятия — сделать всё с минимумом затрат, без гаража и из подручных материалов.
Неисправности топливных форсунок
У форсунок может быть несколько дефектов, которые могут пагубно сказаться на работе двигателя:
- Форсунка плотно не закрывается и не держит давление топлива
- Забиты проходные каналы и сопла форсунки
- Проблемы в электрической части
Как ни странно, но чаще случается именно первый вариант, а не второй. Поэтому просто чистка форсунок без их проверки — напрасно потраченное время.
Но у современных автомобилей и второй пункт даёт о себе знать. Дело в том, что подача топлива у этих авто, в том числе и Шевроле Лачетти, выполнена без обратки. То есть, всё, что пришло в рампу, может уйти только через форсунки и ни как иначе. Получается, что любая частица мусора, попавшая в топливную магистраль после фильтра, обязательно окажется в какой-нибудь форсунке.
Также качество бензина может оставить свой след на внутренних стенках форсунки, что неизбежно отразится на чёткости её работы. Именно на чёткости, ведь форсунка — это один из самых точных механизмов в автомобиле. Представляете, что такое длительность впрыска 2 миллисекунды? Это очень быстро. Например, моргая, человек закрывает глаза на 400 миллисекунд.
Поэтому наша задача создать для этого быстрого и чёткого механизма идеальные условия для выполнения своих функций.
Я не говорю, что всем сразу необходимо всё бросать и мчаться чистить и проверять форсунки. Форсунка на самом деле очень надёжный механизм и может прослужить не одну сотню тысяч км. Но если на Вашем автомобиле появились подёргивания, подтраивания, не ровный холостой ход, возрос расход топлива, упала мощность, детонация, плохой запуск двигателя или место заправки не внушает Вам доверия, тогда стоит почистить и проверить форсунки.
Как снять топливные форсунки Шевроле Лачетти
Первым делом необходимо сбросить давление в топливной магистрали. Как это сделать подробно описано здесь Замена топливного фильтра Шевроле Лачетти
Теперь покажу, как я добираюсь до форсунок быстро и удобно.
Для удобства необходимо отключить и убрать немного в сторону жгут проводов, идущий над форсунками (желтые стрелки) и малый шланг системы вентиляции картера
Шланг снимается просто, а для снятия жгута проводов необходимо выполнить следующее:
Отключаем штекеры разъёмов от дроссельного узла (защёлка снизу)…
…датчика положения распредвала…
…датчика абсолютного давления во впускном коллекторе…
…датчика температуры поступающего в коллектор воздуха…
…и, собственно, отключить форсунки, нажав на фиксатор
Нажать на фиксатор удобно при помощи длинной отвертки
После этого убираем жгут проводов вправо и он нам больше не мешает
Дело осталось за малым. Поднимаем шланг системы охлаждения вверх и зацепляем или подвязываем его, чтобы не мешал. Откручиваем две гайки и два болта
Гайки удобно открутить накидным ключом на 12 мм
А болты — торцовым ключом на 10 мм. Или головкой
Будьте аккуратней, а то болтики короткие и могут упасть куда-нибудь далеко
Теперь, чтобы было удобно снять рамку, нужно держатели трубок на коллекторе…
…повернуть на 90 градусов
Теперь удобно снять рамку
После этого видим два болта. Это последние, которые необходимо открутить
Берём головку на 12 мм и откручиваем.
Совет: так как болты находятся в глубине и ухватится за них пальцами не очень удобно, а из головки они могут выпасть, то имеет смысл перекрыть болту путь вниз тряпкой или, как я — перчаткой.
Теперь внимание! На этом этапе обычно отключают подающий топливный трубопровод. Но я этого не делаю. Потом будет понятно — почему. Но если у Вас возникнут трудности, тогда отключите.
Тянем рампу с форсунками вверх. Можно помочь себе всё той же длинной отвёрткой
Когда все форсунки вышли из своих посадочных мест, аккуратно выводим рампу и поворачиваем на 90 градусов (можно и на 89 )
Получается вот такая незамысловатая картина
Прикрываем отверстия во впускном коллекторе ветошью, чтобы туда ничто или никто не упал.
Осматриваем форсунки на предмет видимых проблем и видим сколько там собирается грязи
Как проверить герметичность топливной форсунки
Теперь, если Вы отключали топливопровод, тогда подключите обратно.
Вставляем предохранитель бензонасоса на место и включаем зажигание. Но не стартер!
Включаем/выключаем зажигание несколько раз, чтобы бензонасос накачал нужное давление.
Идём и смотрим на форсунки — они не должны «плакать». На фото ниже одна форсунка уже негерметична
Одна мизерная надежда, что промывка улучшит ситуацию.
Остальные форсунки оказались исправными.
Внимание! Данная проверка, не смотря на свою простоту, имеет и подводные камни. Дело в том, что при включении зажигания ЭБУ не увидит датчиков, которые мы отключили. Это приведёт к появлению ошибок о низком уровне сигнала с датчиков и горящему «чеку» на панели приборов. Для меня это не проблема, так как у меня есть адаптер для диагностики и мне легко эти ошибки удалить. У Вас есть два варианта — прочитать коротенькие и понятные статьи в рубрике компьютерная диагностика Шевроле и купить недорогой адаптер для диагностики автомобилей или перед включением зажигания подключить все датчики обратно.
Теперь необходимо снова сбросить давление и снять форсунки для промывки. У некоторых может возникнуть вопрос — а как теперь сбросить давление? Ведь двигатель уже не заведёшь?
Ответ прост. Необходимо подключить к форсунке два провода, а провода подключить к аккумулятору, предварительно поставив под форсунку ёмкость для бензина
При подаче напряжения на форсунку, она откроется и спустит давление.
После этого можно снимать форсунки.
Желательно форсунки затем установить на те же места, где они и стояли. Поэтому либо помечайте откуда какая форсунка, либо снимайте их по одной. Сняли, промыли и установили на место одну, а затем следующую.
Форсунка держится за счёт фиксатора. Его необходимо поддеть в месте, указанном стрелкой, и сдвинуть назад
После этого, приложив силу, вытянуть форсунку из рампы
Вот форсунка и фиксатор
Промываем форсунку снаружи и производим замену изношенных уплотнителей
Промывка форсунок двигателя
Многие для промывки форсунок изготавливают целые системы из трубок, шприцев, бутылок и ещё много из чего. На самом деле можно обойтись без всего этого.
Я делаю всё намного бюджетнее и без всяких заморочек.
Снимаем с баллончика очистителя распылитель
Видим там штуцер, который по диаметру подходит под большинство разных форсунок, в том числе и для Шевроле Лачетти
Теперь подключаем два провода к форсунке. Один из проводов подключаем к положительной клемме аккумулятора, а второй кладём рядом с отрицательной.
Одеваем форсунку на штуцер баллончика и надавливаем
Прерывисто подключаем провод к отрицательной клемме аккумулятора. При этом форсунка будет открываться и пропускать через себя моющее средство под давлением из баллончика. Таким образом промываются каналы и сопла форсунки.
Внимание! Будьте осторожны, чтобы промывка не попала в глаза!
Промываем до тех пор, пока распыление не станет одинаково «пушистым» из всех сопел. У меня их два, у Вас может быть четыре.
Аналогичную операцию проводим со всеми форсунками.
Перед установкой форсунок на место имеет смысл новые уплотнительные колечки слегка смазать силиконовым спреем и обязательно промыть и протереть посадочные места форсунок в рампе и в коллекторе.
Проверка электрической части форсунки
Кроме механических дефектов, могут встречаться и электрические. Для более полной картины состояния форсунок, желательно проверить сопротивление их обмоток. Это сделать просто при помощи омметра.
Подключаем щупы омметра к выводам форсунки. Сопротивление должно быть одинаковым на всех форсунках и составлять 10-15 Ом.
На этих форсунках сопротивление одинаковое и составляет 13 Ом
Вывод. Понятное дело, что можно ещё замерить производительность форсунок на специальном стенде и всё такое. Но хочется всё сделать самому и с минимальными затратами. Поэтому считаю, что способы проверки и промывки, приведённые в статье, вполне могут выявить проблемные форсунки и самостоятельно их промыть.
Проверка на герметичность и на качество распыления даст очень много сведений о состоянии форсунки.
Предлагаю наглядно посмотреть на проверку распыла форсунок на видео, снятым участником нашего сообщества Вячеславом
И конечно же не забудьте проверить герметичность соединений после сборки и запуска двигателя. А также заменить фильтр бензонасоса
Отличная статья! Все грамотно и предельно понятно!
Спасибо, Дмитрий!
Приветствую, Тёзка! У нас стоит датчик распредвалов, поэтому на наших авто впрыск фазированный, т.е. по очереди. Но в момент запуска двигателя, ЭБУ ещё не знает положения коленвала и распредвалов, поэтому в этот момент форсунки льют одновременно.
По поводу количества отверстий в соплах и аналогов. Тут более важно не количество отверстий, а статическая производительность, факел распыления и угол факела. А самое главное — это угол факела. Так как у нас два впускных клапана и факел должен попадать на клапан. Поэтому два клапана = два отверстия в форсунке.
По хорошему мне нужна замена уже всех форсунок даже без их проверки (более 200 тыс. км.), но война вносит свои коррективы и я заменил только одну, которая не держала. Цена на неё 550 грн. у нас, что практически равно аналогам.
В планах, конечно хочется поменять все на VAZ20735, у которых два факела на каждый клапан, то есть = 4, что улучшает факел распыла.
Пока лично не пробовал, поэтому советы давать не могу.
Но думаю, что они — это один из лучших вариантов для наших Лачиков
Ребята, ставьте SIEMENS DEKA VAZ 20735. Около 1500 гривнов стоит комплект. После замены машинка едет лучше. Конечно это может сказывается эффект новых форсунок, но они не хуже штатных однозначно
спасибо за ответ
где то у меня была таблица производительности форсунок, поищу- выложу
вот http://users.erols.com/srweiss/tableifc.htm#SIEMENS_DEKA
Объясните пожалуйста мне тупому какой контакт от форсунки подключать к плюсу,а какой к минусу))???
Максим без разницы))
Доброе утро. Резиновые колечки имеют номер или название? Спасибо.
Василий, кольцо уплотнительное форсунки 96253597
ОГРОМНОЕ ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!! Я первый раз сам полез менять, что-то в машине, все делал по вышеуказанной инструкции. Все получилось, только с болтами повозился, которые саму рейку держат с форсунками. Все круто, все работает, все едет. Вез ребенка сегодня утром в садик, через пару км почувствовал провалы в работе двигателя, педаль хреново отзывалась, потом вылез чек, я подключил ОБД считал ошибку, (что-то связано с плохим отзывом четвертого цилиндра) ну я короче почитал и понял, что проблема в «форсе», залез почитал форумы, вообщем, так как с финансами не очень, а ЗП на следующей неделе, купил одну форсунку фирмы Bosch (впрыск четыре дырочки 1100 руб.), все отлично работает. Спасибо. Получу ЗП заменю остальные три, хотя вопросов по их работе, нет.
В форсунках стоят сеточки. Их рекомендуют менять. Сетки входят в ремкомплект FARET NG001 (100р) 4 сеточки + 16 резиночек.
Ремкоплект FARET NG001 можно найти в магазинах для отечественных машин.
Андрей добрый день.Менял форсунки по Вашему мануалу,первый раз(иногда сильно рукожоплю,то олт откручу с резьбой,то что то сломаю)))),вообщем спасибо,справился за часа полтора,поставил форсунки VAZ20735,но заметил при выжыме сцепления во время переключения передач,обороты повышаются(примерно 2500 перключаюсь,до 2600-2700повышаются на секунду две,потом в норму)Просто не было такого раньше.
Приветствую, Сергей. Если через 150 км подбросы оборотов не сгладятся, то необходимо выполнить сброс адаптаций. Если проблема не уйдет, тогда необходимо исключить подсос, сделав диагностику при помощи ККЛ адаптера. Потому что без логов диагностики сложно сказать в чем именно причина. Бывает после такого ремонта лопается впускной коллектор, клапан вентиляции картера можно повредить, уплотнительные колечки на форсунках… Да и проводку на дроссель тоже можно зацепить.
Но для начала сброс адаптаций
Добрый день. На двигателе две форсунки сухие, а две в масле. Может ли травить из под них? Или сверху что то попало? Спасибо за подсказу
Александр, я бы обратил внимание на течь масла из-под клапанной крышки
Здравствуйте. какую промывку порекомендуете? что бы и диаметр носика подошел и хорошие очищающие свойства были
Приветствую, я использую mannol carburetor cleaner 9970
Спасибо)
смотрел штеккерки бля подключения форсунок в магазине. вот такие в магазине в продаже увидел. подскажите, какого размера нам нужны?
По возможности лучше купить разъем в сборе 282189-1 или 1898000768AS. Будет удобнее и можно купить уже с проводами, чтобы самому не обжимать