Сброс адаптаций

На этой странице рассмотрим интересную тему про сброс адаптаций, так как возникает очень много вопросов по этому поводу и многие путают этот процесс с обучением или, вообще, считают, что это одно и тоже. Рассмотрим простой пример — сброс адаптаций дроссельной заслонки.

Эта тема мусолится в интернете и в гаражах уже очень давно, но до сих пор вызывает массу вопросов и заблуждений. В принципе, это касается не только этой темы, но и многих других, потому что люди всё больше познают знания из интернета, а не из книг и учебной литературы.

Причем главный бич интернета заключается в том, что 90% сайтов копипастят информацию друг у друга и их мало волнует смысл написанного.


Вот из-за этого и получаются такие моменты, когда после банальной чистки дроссельной заслонки, владелец авто вместо сброса адаптаций начинает проводить обучение дроссельной заслонки или безуспешно пытается побороть плавающие или зависающие обороты двигателя. Либо отключать аккумуляторную батарею в надежде устранить проблему. Причем, если отключение АКБ на сутки не помогло, то значит необходимо отключить её на неделю :-)

Ну ладно, давайте разбираться.

Сразу отмечу, что сброс адаптаций — это не только сброс адаптаций дроссельной заслонки. Адаптация дроссельной заслонки — это всего лишь один из параметров, который участвует в процессе адаптации системы. Современные ЭБУ весь срок своей службы адаптируются к условиям работы, запоминая адаптивные данные — положение ДЗ, топливные коррекции и т.п., чтобы двигатель работал в наилучших условиях, с максимальным КПД и наносил наименьший вред окружающей среде.

Но мы для примера рассмотрим именно сброс адаптаций дроссельной заслонки, потому что многих этот вопрос волнует больше всего.

Сброс адаптаций дроссельной заслонки

Что же это такое и зачем это делать?

Как мы поняли, блок управления двигателем всё время адаптируется к реальным условиям. Он запоминает оптимальные значения топливных коррекций и положения регулятора холостого хода, чтобы при следующем запуске двигателя обеспечить его стабильную работу, которая была до его остановки.

Поэтому более корректно, конечно, говорить — не сброс адаптаций дроссельной заслонки, а — сброс адаптаций ЭБУ к положению регулятора холостого хода. Это очевидно по двум причинам:

  • Дроссельная заслонка не может ни к чему адаптироваться, потому что кроме моторчика и реостатов там ничего нет. Это просто красивый и дорогой кусок железяки без каких-либо микросхем памяти. Поэтому мы будем выполнять не сброс адаптаций дроссельной заслонки, а сброс адаптаций ЭБУ к положению дроссельной заслонки!
  • Так как на некоторых авто (в том числе и Лачетти 1.4/1.6) регулятор холостого хода управляет непосредственно дроссельной заслонкой, то и привыкли все называть этот процесс — сброс адаптаций дроссельной заслонки.

Допустим, на Лачетти 1.8 регулятор холостого хода установлен в отдельном байпасном канале и к дроссельной заслонке не имеет никакого отношения, но при замене или чистке сброс адаптаций также желательно сделать. Потому что иногда бывает так, что после промывки РХХ, шаги остаются на своем месте и не снижаются. В этой ситуации только сброс адаптаций помогает снизить шаги РХХ.

Когда необходим сброс адаптаций?

Вот что гласит официальное руководство Шевроле:

— Замена на новый контроллер ЭСУД

— Замена нового корпуса дроссельной заслонки (MTIA, ETC)

— Замена на новый клапан РХХ

— Очистка корпуса дроссельной заслонки от нагара

Я бы ещё добавил такой пункт:

  • Ошибки и сбои в процессе работы ДПДЗ и РХХ. Немного остановлюсь на этом моменте.

Дело в том, что существует некая зависимость между положением ДЗ и положением РХХ. То есть, если положение ДЗ = 2,5%, то положение РХХ примерно будет равно 20-25 Шагам.

Но периодически обращаются люди с нестабильными оборотами холостого хода и при диагностике можно увидеть картину, когда положение ДЗ = 0, а шаги РХХ = 40! В этой проблеме помогает именно сброс адаптаций, хотя владелец авто до этого не проводил никаких манипуляций с дроссельным узлом.

Это следствие каких-то кратковременных сбоев в системе. Вот один из примеров на нашем форуме, когда манипуляции с клапаном вентиляции картера привели к похожему сбою. Поэтому данный пункт также имейте ввиду.

Ну а теперь рассмотрим, собственно, сам процесс сброса адаптаций и почему он необходим после чистки дроссельной заслонки.

Нормальное положение ДЗ на холостом ходу прогретого двигателя без нагрузки составляет 2 — 3,5%.

Она открыта ровно на столько, сколько необходимо для прохождения нужной массы воздуха, чтобы обеспечить заданные обороты холостого хода.

Со временем заслонка и корпус дроссельного узла обрастают грязью, уменьшая зазор для прохождения воздуха.

Чтобы поддерживать заданные обороты, ЭБУ вынужден постепенно всё больше приоткрывать регулятор холостого хода. Со временем эти значения вырастают до 50-60 шагов РХХ или 5-7% положения ДЗ.

Это означает, что пора почистить дроссельный узел.

Мы его благополучно чистим и потом запускаем двигатель. И тут начинаются проблемы, ведь ЭБУ помнит значения 7% положения ДЗ для этого режима работы, но обороты теперь значительно выросли, ведь теперь нет преграды на пути у поступающего воздуха (обороты начинают зависать на высоких значениях). ЭБУ не может понять, что происходит и начинает пытаться их отрегулировать (обороты начинают плавать).

Вот на этом этапе и необходимо наше вмешательство. Нам нужно вернуть ЭБУ снова на заводские значения, снова выставить его на стартовую позицию, чтобы он начал снова адаптироваться.

Это можно сравнить с обычным 10-литровым ведром. Допустим, мы его полностью наполнили, влив туда 10 литров пива. Чтобы ещё в него влить 10 литров — нам необходимо сначала вылить уже имеющиеся в нём.

Так и в случае с ЭБУ. Мы стираем адаптивную память, чтобы блок начал обучаться и адаптироваться заново.

Казалось бы всё ясно — необходимо взять адаптер, ноутбук и выполнить сброс адаптаций. Но только не у нас. Мы не привыкли делать так, как надо. Мы хотим в любом вопросе изобрести велосипед.

Поэтому на просторах сети из поколения в поколение передаются заветные алгоритмы под названием «Сброс адаптаций без кабеля» или «Как просто сбросить адаптации», или «Секретный метод сброса адаптаций».

Процедура выглядит в целом так:

1. включить зажигание на 5 сек
2. выключить зажигание на 10 сек
3. включить зажигание на 5 сек
4. запустить двигатель на нейтрали (МКПП) или Park (АКПП)
5. прогреть до 85 градусов (не газуя).
6. включить кондиционер на 10 сек (если имеется)
7. выключить кондиционер на 10 сек (если имеется)
8. для АКПП: используйте стояночный тормоз. Нажать педаль тормоза и перевести АКПП в подожение D (drive)
9. включить кондиционер на 10 сек (если имеется)
10. выключить кондиционер на 10 сек (если имеется)
11. выключить зажигание.

К слову сказать, эта процедура приводилась на нашем сайте в посте с описанием ЭБУ Лачетти. И служит эта процедура для обучения ЭБУ, а не для сброса адаптаций!

Поэтому получается, что мы пытаемся обучить полное ведро пива, чтобы оно вместило в себя ещё 10 литров :-)

Для справки приведу выдержку из руководства Шевроле:

Процедура определения параметров холостого хода

  1. Включить зажигание.
  2. Произвести сброс значений адаптации сканирующим прибором. (Только с приводом рег. хол. хода глав. дросс. заслонки)
  3. Выключить зажигание на 15 секунд.
  4. Включить зажигание на 5 секунд.
  5. Выключить зажигание на 15 секунд. (Для контроллера ЭСУД Siemens D160 с системой ЕТС зажигание отключить на 35 секунд.)
  6. Запустить двигатель в положении парковка/нейтраль.
  7. Если автомобиль оснащен автоматической КПП, включить стояночный тормоз. Выжав педаль тормоза, переключить КПП в положение D (движение) на 1 секунду и вернуть ее обратно в положение Р (стоянка). (Только контроллер ЭСУД Siemes).
  8. Дайте двигателю поработать, чтобы температура охлаждающей жидкости стала выше 85°C (185°F).
  9. Включить кондиционер на 10 секунд, если имеется.
  10. Если автомобиль оснащен автоматической КПП, включить стояночный тормоз. Выжав педаль тормоза, установить КПП в положение D (движение) на 10 секунд.
  11. Выключить кондиционер на 10 секунд, если имеется.
  12. Если автомобиль оборудован автоматической КПП, выжав педаль тормоза, переключить КПП в положение стоянка/нейтраль.
  13. Выключить зажигание. Процедура определения параметров холостого хода завершена.
  14. Подождать 15 секунд перед последующим запуском двигателя (только для контроллера ЭСУД Siemens). (Для контроллера ЭСУД Siemens D160 с системой ЕТС зажигание отключить на 35 секунд.)

Обратили внимание на пункт №2? Думаю, теперь вопросов не останется.

Чтобы процесс прошел успешно на всех автомобилях, то сброс адаптаций необходимо выполнять только принудительно через линию К-line. Никакие шаманства и отключение АКБ не вынудят ЭБУ удалить адаптации из энергонезависимой памяти. В некоторых прошивках, конечно, могут быть какие-то свои хитрости.

Ну а теперь непосредственно рассмотрим процедуру сброса адаптаций ЭБУ

Сброс Адаптаций ЭБУ

Я этот процесс уже описывал в рубрике по самостоятельной диагностике Шевроле. Но повторимся и тут.

Что нам для этого необходимо:

Как скачать, установить и настроить программу, а также установить драйвера адаптера пошагово и подробно описано в рубрике Диагностика Шевроле

Подключаем адаптер к колодке диагностики и к ноутбуку

Подключение адаптера для диагностики Шевроле Лачетти

Запускаем программу Chevrolet Explorer и включаем зажигание.

Подключаемся к блоку управления двигателем, выбирая из списка тот, который установлен на Вашем авто

Работа с программой Chevrolet Explorer

Внимание! Сброс адаптаций выполняется при ВКЛЮЧЕННОМ зажигании и ЗАГЛУШЕННОМ двигателе. В некоторых случаях для автомобилей, оборудованных ЭБУ MR-140/HV-240, требуется выполнить “Обучение ДПКВ”.После нажатия на кнопку “Обучение ДПКВ” на экран будут выводится инструкции с необходимыми действиями.

Заходим в “Сервис” – “Сервисные Функции” – “Сброс адаптаций”

Сброс адаптаций Шевроле Лачетти
Подтверждаем действие

Сброс адаптаций Шевроле Лачетти
Результат

Сброс адаптаций Шевроле Лачетти

Вот и весь несложный процесс, который занимает не больше минуты времени.

Можете посмотреть сброс адаптаций на видео

Также можете посмотреть весь процесс от чистки дроссельной заслонки до сброса адаптаций

На этом писанина с изложением моего субъективного мнения подошла к концу.

Всем Мира и ровных дорог ;-)

17+

Участники, которые лайкнули этот пост:

  • avatar
  • avatar
  • avatar

Сброс адаптаций: 13 комментариев

  • 25.03.2018 в 22:28
    Permalink

    Так после сброса адаптаций надо производить обучение, или ЭБУ сам научится со временем? Как часто можно производить сброс адаптаций и при каких условиях лучше (прогретый двигатель, холодный или вообще только утром)? Вообще я до промывки дросселя не знал что такое сброс адаптаций, а сейчас уже глубже и глубже внедряюсь в устройство своего автомобиля и до сих пор ничего не могу сделать с подвисающими оборотами (даже точнее сказать подгазовкой) при переключени передач, уже устал адаптироваться под этот РХХ или что там газует…

    0

  • 26.03.2018 в 14:42
    Permalink

    Сергей, ЭБУ сам обучится, если будут выполнены условия, указанные при принудительном обучении. Вкл. и выкл. зажигания делается для того, чтобы ЭБУ смог поуправлять регулятором холостого хода и «почувствовать» его крайние положения.
    Также важное условие — прогреть двигатель до рабочей температуры. Если постоянно ездить только до магазина 600 м и двигатель при этом не будет успевать прогреваться, то, естественно, обучения может никогда и не произойти. Тогда стоит принудительно прогреть двигатель.
    Я сброс привык делать на холодном двигателе, так как пару раз после сброса на горячем были проблемы с оборотами. Но это только мой личный опыт, в мануалах про это ничего не сказано.
    Сброс адаптаций выполнял уже несчетное количество раз.
    Советую также проверить сопротивление моторчика РХХ и шаги РХХ на холостом ходу прогретого двигателя

    0

  • 26.03.2018 в 16:06
    Permalink

    Спасибо за ответ. Я тоже думал на РХХ, потому как с вынутой фишкой обороты не подвисают. Моторчик я уже колол на днях, чистил якорь, щеткодержатели…, сопротивление после сборки было около 4 (до того было 30). Но после сборки поведение автомобиля не изменилось в лучшую сторону. Шаги РХХ на прогретом около 20, на холодном буду смотреть. Заметил даже на нейтралке обороты иногда быстро падают, иногда помедленнее, закономерности не наблюдаю. После сброса адаптаций с самого утра (уже несколько раз) при запуске двигателя обороты больше 2000 и не падают. Глушу, сбрасываю еще раз — становятся 1500 на холодную (вроде как норма) ну и падают к 800 при прогреве. Делал сброс на прогретом, там вообще чудеса.

    0

  • 27.03.2018 в 08:15
    Permalink

    Андрей, в диагностической программе есть такой пункт: ЭБУ обучен. Там должно быть написано ДА? У меня после сброса адаптаций и обучения по мануалу ЭБУ написано НЕТ.

    3+

  • 27.03.2018 в 10:40
    Permalink

    Сергей, в идеале должно быть «ДА». Но как показывает практика, у многих остается «НЕТ». Ни обучение, ни пробег ситуацию не меняют.
    Что не так в каждом конкретном случае, я сказать не могу. Но знаю одно — почти всегда это никак не сказывается на работоспособности. Большинство даже не догадываются, что у них написано «НЕТ» и авто при этом ведет себя адекватно.

    0

  • 19.05.2018 в 07:59
    Permalink

    А как узнать что у меня контроллера ЭСУД Siemens D160 или какой то другой?

    Андрей так же подскажи я чистил ДЗ примерно неделю назад, но за неимением тогда адаптера сброса не делал, стоит сделать сейчас или уже поздно?

    0

  • 19.05.2018 в 10:32
    Permalink

    Артур, на корпусе блока должна быть наклейка с названием ЭБУ (если я правильно понял вопрос)
    Можно сделать сброс и сейчас.

    1+

    Участники, которые лайкнули этот комментарий :

    • avatar
  • 08.07.2018 в 20:03
    Permalink

    программа chevrolet explorer 1.7 сброс дроссельной заслонки пишет нет питания

    0

  • 08.07.2018 в 20:17
    Permalink

    А РХХ, вообще, работает? Заслонка двигается при вкл/выкл зажигания?

    0

  • 08.07.2018 в 22:22
    Permalink

    Машина то ездит только обороты плавают.

    0

  • 08.07.2018 в 22:27
    Permalink

    Правильнее будет — слабый сигнал низкий уровень питания.

    0

  • 09.07.2018 в 09:56
    Permalink

    Необходимо проверить для начала проводку на моторчик РХХ и сопротивление самого моторчика. Вот тут показано, как это сделать https://moylacetti.ru/kak-proverit-dpdz/

    0

  • 11.07.2018 в 15:32
    Permalink

    Объехали 9 сервисов и везде одно и тоже. В одном даже скачали программу chevrolet explorer 1.7 результат тот же. Пришлось ехать к официалам. Не знаю какую программу они использовали, но дольше доставали свой чемодан и две минуты затратили на сброс дроссельной заслонки, но и содрали 1 910, и это как они сказали с 30% скидкой. Спасибо за советы, но торопимся, нужно в отпуск уезжать, а тут такая заморочка. Вот и пришлось ехать к официалам.

    2+

    Участники, которые лайкнули этот комментарий :

    • avatar

Добавить комментарий

Копирование запрещено. Мой Лачетти 2014-2018