На этой странице подробно рассмотрим датчики Лачетти и их назначение.
В состав системы управления двигателем Шевроле Лачетти входит десяток датчиков, по которым блок управления двигателем (ЭБУ) вносит коррективы в работу системы.
Системы автомобилей Шевроле Лачетти 1.4 и 1.6 абсолютно одинаковы, поэтому в материале будет упоминаться только 1.6.
Основные отличия Шевроле Лачетти с моторами 1.8 будут рассмотрены в конце.
Датчик положения коленчатого вала Шевроле Лачетти
Датчик положения коленчатого вала Шевроле Лачетти установлен в нижней части блока цилиндров возле маховика под масляным фильтром.
По сигналам этого датчика ЭБУ определяет частоту вращения коленчатого вала и его положение.
Датчик положения коленчатого вала Шевроле Лачетти (ДПКВ) — индуктивного типа, реагирует на прохождение вблизи своего сердечника зубьев задающего диска, прикрепленного к щеке коленчатого вала 4-го цилиндра. Зубья расположены на диске с интервалом 6°.
Для определения положения коленчатого вала два зуба из 60 срезаны. Благодаря этому образуется широкий паз.
При прохождении этого паза мимо датчика в нем генерируется опорный импульс синхронизации. Установочный зазор между сердечником датчика и вершинами зубьев составляет примерно 1,3 мм. При вращении задающего диска изменяется магнитный поток в магнитопроводе датчика — в его обмотке наводятся импульсы напряжения переменного тока. По количеству и частоте этих импульсов ЭБУ рассчитывает фазу и длительность импульсов управления форсунками и катушками зажигания.
На большинстве автомобилей датчик положения коленчатого вала — единственный, при неисправности которого работа двигателя невозможна, но на Шевроле Лачетти 1.6 двигатель может работать и без него. При неисправности ДПКВ, блок управления двигателем переходит в аварийный режим и осуществляет управление системой управления двигателем по датчику положения распределительного вала (ДПРВ). При этом запуск двигателя происходит чуть дольше обычного. При выходе из строя и ДПРВ, двигатель запустить не удастся.
Замена датчика положения коленчатого вала Лачетти
Датчик положения распределительного вала
Датчик положения распределительного вала Шевроле Лачетти установлен на головке блока цилиндров у задней крышки ремня привода ГРМ.
По сигналам этого датчика ЭБУ отслеживает положение распределительного вала выпускных клапанов для синхронизации открытия топливных форсунок в соответствии с рабочими тактами в цилиндрах двигателя.
При неисправности датчика положения распределительного вала ЭБУ переходит на резервную (аварийную) программу работы. При этом на щитке приборов загорается контрольная лампа неисправности системы управления двигателем.
Замена датчика положения распределительного вала Шевроле Лачетти
Проверка проводки датчика положения распредвала Шевроле Лачетти
Датчик положения дроссельной заслонки Chevrolet Lacetti
Датчик положения дроссельной заслонки Шевроле Лачетти установлен в дроссельном узле и объединен в одном корпусе с регулятором холостого хода.
Справка: На Шевроле Лачетти 1.6 и 1.4 установлен гибридный дроссельный узел. В дроссельном узле расположены три датчика — датчик положения дроссельной заслонки, датчик положения регулятора холостого хода и датчик выключения холостого хода.
По сигналам датчика ЭБУ определяет положение дроссельной заслонки, косвенно указывающее на нагрузку двигателя. В зависимости от показаний датчика ЭБУ корректирует состав топливовоздушной смеси в соответствии с положением дроссельной заслонки и определяет момент перехода двигателя в режим холостого хода.
Датчик положения дроссельной заслонки установлен на оси дроссельной заслонки и представляет собой резистор потенциометрического типа.
На один конец его резистивного элемента от ЭБУ подается стабилизированное напряжение +5,0 В, а другой соединен с «массой» электронного блока. С третьего вывода потенциометра, который соединен с осью дроссельной заслонки, снимается сигнал для блока управления. Измеряя выходное напряжение сигнала датчика, ЭБУ определяет текущее положение дроссельной заслонки для расчета угла опережения зажигания и длительности импульсов впрыска топлива, а также для управления регулятором холостого хода.
При неисправности датчика на щитке приборов загорается контрольная лампа неисправности системы управления двигателем.
Датчик положения регулятора холостого хода Шевроле Лачетти
Датчик положения регулятора холостого хода по конструкции и принципу действия аналогичен датчику положения дроссельной заслонки. Он также расположен в корпусе дроссельного узла
По его сигналу блок управления двигателем определяет в каком положении в данный момент находится регулятор холостого хода.
Справка: На автомобилях Шевроле Лачетти 1.6 и 1.4 холостой ход регулируется при помощи дроссельной заслонки. В дроссельном узле расположен электрический мотор, при помощи которого ЭБУ управляет дроссельной заслонкой.
Как проверить и заменить моторчик РХХ Шевроле Лачетти
Датчик выключения холостого хода
Датчик выключения холостого хода Chevrolet Lacetti также расположен в дроссельном узле
Он представляет собой два контакта, которые размыкают электрическую цепь, когда водитель открывает дроссельную заслонку
По сигналу датчика ЭБУ определяет, когда система работает в режиме холостого хода.
Датчик детонации Chevrolet Lacetti
Датчик детонации Шевроле Лачетти установлен на блоке цилиндров двигателя возле опорного кронштейна впускного трубопровода в зоне 3-го цилиндра.
По сигналам датчика детонации ЭБУ производит корректировку угла опережения зажигания на скоростях более 90 км/ч, удерживая его на границе возникновения детонации, что является оптимальным для работы двигателя.
Пьезокерамический чувствительный элемент датчика генерирует сигнал переменного напряжения, амплитуда и частота которого соответствуют параметрам вибраций стенки блока цилиндров двигателя. При возникновении детонации амплитуда вибраций определенной частоты возрастает. При этом для подавления детонации ЭБУ корректирует угол опережения зажигания в сторону более позднего.
При неисправности датчика детонации ЭБУ переходит на резервную программу работы, на щитке приборов загорается контрольная лампа неисправности системы управления двигателем. При этом возможно появление детонации (металлических стуков в двигателе при резком увеличении нагрузки), что крайне вредно для двигателя. Поэтому до места ремонта следует двигаться не спеша, без резких ускорений.
Диагностика и замена датчика детонации Шевроле Лачетти
Датчик абсолютного давления
Датчик абсолютного давления (ДАД) Шевроле Лачетти установлен на впускном трубопроводе.
По сигналам датчика абсолютного давления ЭБУ определяет величину разрежения во впускном коллекторе, указывающую на нагрузку двигателя. В соответствии с этими показаниями ЭБУ корректирует пропорции топливовоздушной смеси в соответствии с режимом работы двигателя.
Датчик абсолютного давления соединен трубкой со впускным коллектором.
Для подачи большего количества топлива при большой нагрузке на двигатель ЭБУ увеличивает время работы топливных форсунок.
При уменьшении нагрузки разрежение во впускном коллекторе увеличивается и ЭБУ, обрабатывая сигнал, сокращает время работы форсунок.
Также датчик абсолютного давления позволяет ЭБУ вносить коррективы в работу двигателя при изменении атмосферного давления в зависимости от высоты над уровнем моря и погодных условий.
При неисправности датчика ЭБУ переходит на резервную программу работы и на щитке приборов загорается контрольная лампа неисправности системы управления двигателем.
К сожалению, ЭБУ может определять только обрыв или короткое замыкание в цепи датчика, а некорректные показания определить не может. В этом видео можете посмотреть, к чему это приводит
При неисправности датчика, он подлежит замене
Замена датчика абсолютного давления двигателя Шевроле Лачетти.
Проверка и замена трубок датчика абсолютного давления Лачетти
Датчики концентрации кислорода Шевроле Лачетти
На автомобиле установлены два датчика концентрации кислорода: один на выпускном коллекторе (управляющий),…
…второй — на приемной трубе (диагностический).
Справка: На Шевроле Лачетти с нормами токсичности ЕВРО 2 установлен только один датчик кислорода
Управляющий датчик концентрации кислорода представляет собой гальванический источник тока, выходное напряжение которого зависит от концентрации кислорода в окружающей датчик среде. По сигналу от датчика о наличии кислорода в отработавших газах ЭБУ корректирует подачу топлива форсунками так, чтобы состав рабочей смеси был оптимальным для эффективной работы каталитического нейтрализатора отработавших газов.
Кислород, содержащийся в отработавших газах, после вступления в химическую реакцию с электродами датчика создает разность потенциалов на выходе датчика, изменяющуюся приблизительно от 0,1 В до 0,9 В.
Низкий уровень сигнала соответствует бедной смеси (наличие кислорода), а высокий уровень — богатой (кислород отсутствует).
Когда датчик находится в холодном состоянии, выходной сигнал датчика отсутствует, т. к. его внутреннее сопротивление в этом состоянии очень высокое — несколько МОм (система управления двигателем работает по разомкнутому контуру).
Для нормальной работы датчик концентрации кислорода должен иметь температуру не ниже 300 °C.
С целью быстрого прогрева датчика после пуска двигателя в датчик встроен нагревательный элемент, которым управляет ЭБУ. По мере прогрева сопротивление датчика падает, и он начинает генерировать выходной сигнал. Тогда ЭБУ начинает учитывать сигнал датчика концентрации кислорода для управления топливоподачей в режиме замкнутого контура.
Справка: На Шевроле Лачетти с нормами токсичности ЕВРО 2 датчик кислорода не имеет подогрева
Датчик концентрации кислорода может выйти из строя в результате применения этилированного бензина или использования при сборке двигателя герметиков, содержащих в большом количестве силикон (соединения кремния) с высокой летучестью. Испарения силикона могут попасть через систему вентиляции картера в камеру сгорания двигателя. Присутствие соединений свинца или кремния в отработавших газах может привести к выходу датчика из строя.
Главной функцией диагностического датчика двигателя Шевроле Лачетти является оценка эффективности работы каталитического нейтрализатора отработавших газов.
Сигнал, генерируемый датчиком, указывает на наличие кислорода в отработавших газах после каталитического нейтрализатора. Если каталитический нейтрализатор работает нормально, показания диагностического датчика будут значительно отличаться от показаний управляющего датчика.
Принцип работы диагностического датчика такой же, как и у управляющего датчика концентрации кислорода.
При неисправности датчиков концентрации кислорода ЭБУ переходит на резервную программу работы, на щитке приборов загорается контрольная лампа неисправности системы управления двигателем.
Замена датчика кислорода Шевроле Лачетти
Принцип работы и проверка датчика кислорода
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкости Шевроле Лачетти расположен под впускным коллектором между первым и вторым цилиндрами двигателя.
Примечание: Для наглядности впускной коллектор демонтирован
Датчик информирует ЭБУ о температуре охлаждающей жидкости, что необходимо для правильной регулировки состава топливо-воздушной смеси и момента зажигания, особенно при запуске двигателя.
Датчик представляет собой терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом, т. е. его сопротивление уменьшается при повышении температуры. ЭБУ подает на датчик через резистор стабилизированное напряжение +5,0 В и по падению напряжения на датчике рассчитывает температуру охлаждающей жидкости.
При неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, ЭБУ переходит на резервную программу работы, на щитке приборов загорается контрольная лампа неисправности системы управления двигателем. При этом может быть затруднен запуск двигателя, особенно после длительной стоянки.
Диагностика и замена датчика температуры охлаждающей жидкости Шевроле Лачетти.
Датчик температуры поступающего в цилиндры воздуха
Датчик температуры поступающего в цилиндры воздуха Шевроле Лачетти расположен в торце впускного коллектора.
Принцип работы датчика аналогичен датчику температуры охлаждающей жидкости.
По сигналу датчика блок управления рассчитывает плотность воздуха, поступающего в цилиндры.
При неисправности датчика температуры поступающего в цилиндры воздуха, ЭБУ переходит на резервную программу работы, на щитке приборов загорается контрольная лампа неисправности системы управления двигателем. При этом затруднен запуск двигателя, особенно при низкой температуре окружающей среды.
Диагностика и замена датчика температуры поступающего в цилиндры воздуха Шевроле Лачетти
Датчик скорости Шевроле Лачетти
Датчик скорости Шевроле Лачетти установлен на коробке передач.
Датчик информирует ЭБУ о текущей скорости автомобиля. Принцип действия датчика скорости основан на эффекте Холла.
Шестерня привода датчика находится в зацеплении с шестерней, установленной на коробке дифференциала.
Датчик выдает на ЭБУ прямоугольные импульсы напряжения с частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колес. ЭБУ определяет скорость автомобиля по частоте импульсов.
При неисправности датчика ЭБУ переходит на резервную программу, не работает спидометр и на щитке приборов загорается контрольная лампа неисправности системы управления двигателем.
Проверка и замена датчика скорости
Датчики уровня и резерва топлива
Датчик уровня топлива и датчик резервного уровня топлива расположены на топливном модуле
Сигнал с датчика резерва топлива подается непосредственно на приборную панель.
А сигнал датчика уровня топлива подается в блок управления двигателем и затем уже с него на приборную панель.
Датчики Шевроле Лачетти 1.8
Всё вышеописанное в общих чертах относится и к моторам 1.8.
Сейчас лишь отмечу самые основные отличия датчиков Шевроле Лачетти 1.8 от Шевроле Лачетти 1.6.
Датчик положения коленчатого вала на Шевроле Лачетти 1.8 LDA расположен также, как и на 1.6
А на Лачетти 1.8 SED он расположен снизу под впускным коллектором и его замена намного сложнее, чем на других моторах.
Датчик положения распределительного вала на моторах 1.8 LDA имеет совершенно другой вид, но расположен там же
Датчик абсолютного давления хоть и очень схож, но он не взаимозаменяем с Шевроле Лачетти 1.6
Также он имеет другое расположение.
На Шевроле Лачетти 1.8 LDA он расположен на впускном коллекторе и подключен непосредственно ко впускному коллектору без каких-либо трубок
Чтобы было понятнее, сделал фото с демонтированным датчиком
На Шевроле Лачетти 1.8 SED датчик абсолютного давления расположен под дроссельным узлом и также подключен без трубок
Датчик температуры впускного воздуха на моторах 1.8 расположен в гофре между воздушным фильтром и дроссельным узлом, а не с торца впускного коллектора, как на 1.6
Датчик положения дроссельной заслонки Шевроле Лачетти 1.8 — это самое существенное отличие от моторов 1.6.
Все моторы Шевроле Лачетти 1.8 имеют классический ДПДЗ
Также у них классический регулятор холостого хода, который расположен в отдельном байпасном канале. Поэтому на этих автомобилях нет датчика положения регулятора холостого хода и нет датчика выключения холостого хода. Дроссельный узел имеет классический вид с ДПДЗ и РХХ
По теме:
Расход топлива на Шевроле Лачетти. Какой он и как его снизить
Есть необходимость подключения контроллера ДХО к датчику скорости. Подскажите пож к какому проводу это можно сделать и на какой разъем ЭБУ выходят контакты датчика скорости?
Андрей сигнальный провод датчика скорости приходит на 51 контакт эбу. Бело-зеленый провод
Лёха, огромное БлагоДарю за ответ. Очень поправило.
Не за что, Андрей
Здравствуйте многоуважаемые! Подскажите пожалуйста что за датчик стоит у Шевроле Реззо 2006 г.в. если смотреть на морду, то слева внизу двигателя. К нему подходит один единственный провод. Он у меня оказался оборван. На что влияет и за чем следит этот датчик?
Это не датчик включения заднего хода?
Андрей, скажите пожалуйста где находится датчик температуры наружного воздуха для работы климат-контроля. У меня при диагностике климат-контроля выходит ошибка 02 — неисправность датчика наружной температуры.
Под бампером возле звукового сигнала