Положение дроссельной заслонки: проверка и устранение неисправностей. Фото и видео

Положение дроссельной заслонки на холостых оборотах Компьютерная диагностика автомобиля

Рассмотрим на фото и видео такую тему, как положение дроссельной заслонки, принцип работы ДПДЗ, какое положение ДЗ считается нормой, причины завышенного или заниженного положения ДЗ, а также некоторые важные нюансы при диагностике данного узла.

Ну что же, Друзья, продолжаем знакомится с основными параметрами переменных при диагностике автомобиля. И сегодня рассмотрим такой параметр, как положение дроссельной заслонки или положение ДЗ.

Датчик положения дроссельной заслонки

Сам датчик положения дроссельной заслонки автомобиля расположен в/на дроссельном узле и в народе получил название “датчик правой ноги”.

Он измеряет величину открытия дроссельной заслонки и передаёт эти данные в блок управления двигателем.

Этот датчик потенциометрического типа, т.е. работает по принципу обычного переменного резистора. Переменные резисторы мы чаще всего встречаем в регуляторах громкости аудиоаппаратуры и во многих других участниках нашей бытовой жизни. :-)

Бытует мнение, что датчик положения дроссельной заслонки является чуть ли не самым главным дозирующим элементом в системе управления двигателем и по его сигналу вычисляется нагрузка на двигатель.

Давайте внесём ясность. Это нужно понимать для правильной диагностики автомобиля.

Мы уже упоминали в статье Бедная смесь о том, что двигатель внутреннего сгорания работает на воздухе с добавлением небольшой массы топлива. Также мы поняли, что главным дозирующим фактором является расход воздуха!

Расход воздуха – это главный и стартовый фактор для всех последующих действий, предпринимаемых ЭБУ в процессе управления двигателем.

Из этого можно сделать правильный вывод, что датчик положения дроссельной заслонки не является основным дозирующим устройством.

Можете его отключить и автомобиль сильно от этого не расстроится, а поедет дальше без особых проблем из пункта А в пункт Б или В, или Г. В общем, куда необходимо, туда и поедет.

Вся нагрузка на двигатель будет основываться на данных датчиков измерения расхода воздуха.

А массой этого самого воздуха мы управляем физическим открытием/закрытием дроссельной заслонки.

Положение дроссельной заслонки (положение ДЗ)

Не смотря на всё вышесказанное, измерение положения дроссельной заслонки играет хоть и не основную, но очень важную роль в процессе управления двигателем. Оно помогает более точно управлять процессами.

Например, такой режим работы двигателя, как принудительный холостой ход или режим отсечки (торможение двигателем). Положение дроссельной заслонки помогает ЭБУ оценить ситуацию и включить этот режим.

Допустим, скорость автомобиля составляет 55 км/ч, обороты двигателя 2600 об/м. Мы отпускаем педаль акселератора, положение ДЗ становится минимальным, ЭБУ это видит и включает режим отсечки, выключая подачу топлива через форсунки. Это позволяет более эффективно использовать торможение двигателем, повышая безопасность и увеличивая ресурс тормозной системы, а также экономить топливо и в разы уменьшить выброс вредных веществ в нашу с Вами атмосферу.

Режим отсечки

Но я слукавлю, если не скажу, что ЭБУ и так увидит, что мы закрыли заслонку по резко упавшему давлению во впускном коллекторе (с системой ДАД) или по резкому уменьшению массы потребляемого воздуха (с системой ДМРВ). Как видим, и в этом случае измерение положения дроссельной заслонки только помогает более точно определить фактор отсечки или торможения двигателем.

Положение дроссельной заслонки на холостых оборотах

Какие должны быть показания положения ДЗ на оборотах холостого хода?

Разные! Почему?

Этот параметр в большей степени относится к ярым фанатикам чистки дроссельной заслонки каждую неделю, а то и через день. :yes:

Существует два основных способа управлять оборотами холостого хода при помощи РХХ (регулятор холостого хода). Именно управлять оборотами хх! А не поддерживать обороты хх! Это очень важно!

Так вот:

  1. При помощи регулятора холостого хода, установленного в байпасном канале
  2. При помощи регулятора холостого хода, управляющего непосредственно дроссельной заслонкой

И та, и другая система встречается на разных автомобилях. Даже Шевроле Лачетти использует разный способ регулировки холостого хода. На двигателях 1,4л и 1,6л используется второй метод, а на двигателях 1,8 используется первый метод.

Этот параметр в диагностике обзывается, как “Шаги РХХ” или “Положение ДЗ Шаг”. Это более подробно мы рассмотрим в одной из будущих статей, а сейчас кратко объясню в чём заключается принципиальная разница этих двух способов. Это необходимо для понимания диагностики положения дроссельной заслонки.

Как мы уже знаем, все процессы в двигателе начинаются с подачи воздуха. Подачей воздуха мы можем регулировать обороты двигателя в разных режимах. То же самое происходит и при регулировке оборотов холостого хода. Подавая определённую массу воздуха, мы регулируем обороты хх в нужных пределах.

Примечание! Регулятор холостого хода осуществляет грубую регулировку оборотов хх (порядка +/- 50 об/м. После этого более точно обороты хх регулируются посредством изменения УОЗ. Но это тема другой статьи и сейчас это не столь важно.

Так вот, в первом случае заслонка полностью закрывается, а необходимый для холостого хода воздух, подаётся в обход дроссельной заслонки по специальному каналу. В этом канале находится специальный клапан-регулятор, который регулирует массу воздуха, проходящую через этот канал.

Регулятор холостого хода

А во втором случае подача воздуха осуществляется через саму дроссельную заслонку. Заслонка приоткрывается/прикрывается при помощи электродвигателя и через неё проходит необходимая масса воздуха для работы двигателя на холостом ходу.

ДПДЗ

То есть, очевидно, что в первом случае при работе двигателя в режиме холостого хода правильные значения положения ДЗ будут равны нулю! Так как воздух идёт не через дроссельную заслонку, а через специальный канал РХХ.

А во втором случае при работе двигателя в режиме холостого хода правильные значения положения ДЗ будут равняться нескольким процентам (градусам). Равняться нулю показания не могут, так как если заслонка закроется полностью, тогда двигатель заглохнет.

Вот у нас уже получился первый вывод. Вот его суть.

Чтобы правильно диагностировать положение дроссельной заслонки, первым делом необходимо определить, как осуществляется регулировка оборотов холостого хода на этом конкретном автомобиле. Если по первому способу – тогда положение ДЗ на холостом ходу должно быть равно 0%! А если по второму способу – тогда несколько процентов!

Примечание: Во всех сферах нашей жизни встречаются исключения. Тут тоже. Например, Лачетти 1.8 ЛДА с блоком управления MR-140 хоть и имеет отдельный регулятор холостого хода, но положение дроссельной заслонки на холостом ходу составляет 10-12%

В первом случае всё просто и понятно. Если значения отличны от нуля, значит либо дроссельная заслонка не может плотно закрыться из-за грязи или ещё чего-то, либо датчик положения дроссельной заслонки показывает не правду, что означает его износ и поломку.

А вот во втором случае не всё так однозначно.

Бытует мнение, что если открытие ДЗ составляет более 5%, тогда необходима обязательная чистка этой самой заслонки. Это так, но со множеством нюансов.

И самые главные из них – это те, о которых мы уже говорили выше:

  • регулятор холостого хода не поддерживает холостой ход, а регулирует его
  • нагрузка на двигатель высчитывается по расходу воздуха (давлению в коллекторе). Чем больше масса потребляемого воздуха – тем больше нагрузка. И наоборот, чем больше нагрузка на двигатель, тем больше ему необходимо воздуха.

Завышенное положение дроссельной заслонки

Очень часто приходится отвечать на одни и те же вопросы. Самый главный из них такой – “Почистил дроссельную заслонку, а её показания положения дроссельной заслонки не изменяются и составляют 5-7%. Дроссельный узел износился?”

Приведу пример из жизни. Человек очень сильно озадачился завышенными показаниями положения ДЗ, которые составляли около 7-9% на холостом ходу. Начитавшись форумов в интернете и сайтов под названием “Пишулишьбыписать”, приступил к выдраиванию дроссельного узла. Помыл – не помогло. Значит плохо помыл. Помыл ещё раз и очень дотошно. Снова не помогло. Что же делать, уже блестит, как у кота что-то там, а всё-равно по показаниям грязный! :-)

Затем его озадаченность переросла уже в более кардинальную фазу – наверное, заслонка подклинивает и не закрывается.

Хорошо хоть не успел разобрать дроссельный узел в поисках подклинивания.

Вовремя проведенная внимательная диагностика выявила причину его бессонных ночей.

Виновником оказался… генератор.

Достаточно было всего одного взгляда на ремень вспомогательных агрегатов, чтобы понять, что что-то не так.

Оказалось, ротор генератора на столько туго вращался, что двигателю не хватало стандартной мощности холостого хода для его вращения. И, естественно, ЭБУ приоткрыл дроссельную заслонку для доступа большей массы воздуха.

Вот так. Но зато дроссель теперь очень чистый :-)

Из этого у нас уже вылезло второе правило. Вот его суть.

Если значения в параметре “положение ДЗ” завышены, то это не обязательно значит, что нужно всё бросать и бежать с выпученными глазами чистить дроссельную заслонку.

Можете проверить данный факт сами, кому интересно. Запустите двигатель, подключите диагностический адаптер, нажмите на тормоз и попытайтесь тронуться с места не нажимая педаль акселератора. Обратите внимание на положение дроссельной заслонки. По мере повышения нагрузки на двигатель, также будут расти и показания положения ДЗ. ЭБУ сам будет приоткрывать дроссельную заслонку, чтобы повысить мощность и сохранить необходимые обороты холостого хода в заданных пределах даже под нагрузкой.

Также сам ЭБУ управляет положением ДЗ при запуске и прогреве двигателя, приоткрывая и прикрывая её в зависимости от прогрева двигателя и температуры окружающей среды.

Поэтому можно сделать выводы, почему положение дроссельной заслонки на Лачетти 1.4/1.6 и похожих авто может быть завышено:

  1. Дроссельный узел загрязнен и дроссельная заслонка не закрывается до необходимых значений. Необходима чистка.
  2. На двигатель действует повышенная нагрузка и ЭБУ целенаправленно увеличивает процент открытия ДЗ, чтобы обеспечить работу двигателя на холостом ходу. Тут необходима комплексная диагностика двигателя и навесного оборудования.

Заниженное положение дроссельной заслонки

Давайте вернёмся к чистке дроссельной заслонки и внесём ещё одну ясность.

Часто приходится наблюдать такой себе своеобразный рейтинг чистых заслонок  :yes:

Прямо радость у людей, когда после чистки (или не чистки) дроссельной заслонки показания положения ДЗ меньше, чем у того неудачника, который плохо почистил. У него 2,5%, а у меня получилось аж 0,8%! Круть просто! B-)

Стоит ли радоваться такому низкому значению положения дроссельной заслонки?

Опять же, чтобы не быть голословным, давайте проведём эксперимент.

За основу возьмём наш известный факт, что для определённых параметров работы двигателя необходима определённая масса воздуха.

Подключаем адаптер для диагностики автомобиля и запускаем двигатель на холостом ходу. Смотрим параметр “положение ДЗ”

Положение дроссельной заслонки

Положение (открытие) дроссельной заслонки составляет 2,4%. Положение регулятора холостого хода (ШАГ) составляет 24

Отключаем какой-нибудь шланг от впускного коллектора. Например, короткий шланг от клапана системы вентиляции картера

Этим мы обеспечим подсос лишнего воздуха во впускной коллектор.

А вот теперь смотрим на показания положения дроссельной заслонки

Положение дроссельной заслонки на холостых оборотах

Значение положения ДЗ стало 0,8%! Во как круто почистили дроссельную заслонку, даже не вымазывая рук :)

А положение РХХ стало всего 5 шагов.

Понятно, что произошло?

Массы воздуха, поступившей через отключенный шланг почти хватает для работы двигателя на холостом ходу, поэтому, чтобы обороты не возросли выше необходимых, ЭБУ прикрыл дроссельную заслонку.

Поэтому радоваться маленьким значениям положения дроссельной заслонки на автомобилях с регулировкой холостого хода при помощи ДЗ не стОит!

Существуют две основные причины заниженного положения дроссельной заслонки на Лачетти 1.4/1.6 и похожих автомобилях:

  1. Подсос воздуха во впускной коллектор. При этом также снижаются шаги регулятора холостого хода.
  2. Не правильно отрегулирован трос от педали газа к дроссельной заслонке. При этом шаги регулятора холостого хода не снижаются, а остаются в норме.

Более подробно об этом я рассказываю в видео в конце данной статьи. Обязательно посмотрите его, если на Вашем авто заниженное положение ДЗ.

Правильное положение дроссельной заслонки

Из всего вышесказанного необходимо подвести общий вывод о правильном положении дроссельной заслонки.

Для автомобилей с системой регулировки холостого хода посредством РХХ, установленного в отдельном байпасном канале в обход дроссельной заслонки:

  • Значение положения ДЗ обычно должно быть равно 0%. Повышенные значения свидетельствуют о препятствии закрытию заслонки (грязь, заедания, повреждения и т.д.) либо о неисправности самого датчика положения дроссельной заслонки или его проводки.

Для автомобилей с системой регулировки холостого хода посредством воздействия на саму заслонку:

  • Положение дроссельной заслонки должно составлять обычно 2-4% на полностью прогретом и полностью исправном двигателе, включая исправность всех его вспомогательных агрегатов (генератор, насос ГУР) и выключенных потребителях (кондиционер, фары, обогрев заднего стекла и т.д.)! Завышенное значение положения дроссельной заслонки может быть вызвано повышенной, по какой-то причине, нагрузкой на двигатель, загрязнением ДЗ, неисправностью ДПДЗ или его проводки. Заниженные показания положения дроссельной заслонки могут быть вызваны подсосом лишнего воздуха в обход дроссельной заслонки(очень часто!) или неправильной регулировкой привода дроссельной заслонки.

Проверку датчика положения дроссельной заслонки в этой статье рассматривать не будем, так как это я подробно описал в статье Как проверить ДПДЗ

Видео о положении дроссельной заслонки

Вот видео, в котором я подробно описал правильное положение дроссельной заслонки, а также привел реальные примеры причин завышенного и заниженного положения ДЗ

На этом пока всё. Вопросы, замечания и дополнения излагайте в комментариях!

Всем Мира и ровных дорог!!! ;-)

Вернуться на главную рубрики Диагностика автомобилей

Предыдущий параметр – Температура воздуха на впуске

По теме:

Давление топлива. Как его замерить и какое оно должно быть

Заглушить ЕГР (EGR) или оставить?

avataravataravatar
Поделиться с друзьями
Андрей

Более 15 лет занимаюсь автодиагностикой. И стараюсь делиться своим опытом на страницах этого сайта. Главная задача хорошего диагноста - выявить неисправность даже не заглядывая под капот и не откручивая ни одной гайки.

Оцените автора
Добавить комментарий

  1. Артур

    Андрей, подскажи почему ДЗ “танцует” при том что я не трогаю педаль газа? Мне кажется изза этого скачет постоянно холостой ход и как результат при включении режимов R, N, D (лачетти 1.8 АКПП) машина дергается.

    Здесь логи https://drive.google.com/open?id=1ihsHZNQqEk8FRW6yvcsSgNeWZcszmw59

  2. Артур

    И здесь логи где видно как ведет себя ДПДЗ – https://drive.google.com/open?id=10PKomOY68jp0JzQfei_9C3EIS5LV4VLA

  3. Iskander

    Андрей спасибо за статью интересная,но есть вопрос ,обороты 799 положение заслонки шаг 35 желаемый 36 это что, и где если надо копать.

  4. Андрей автор

    Это нормально. Реальное положение не должно отличаться от желаемого более, чем на два шага.
    Единственное, 35 – немного завышено. Должно быть 25-30. Обычно это означает, что канал РХХ немного загрязнен и его необходимо промыть

    avatar
  5. Iskander

    Андрюха спасибо тебе за инфу будет чем заняться на выходных.

  6. Александр

    Здравствуйте. У меня на заглушенном двигателе положение дз 8.2%, температура 17 градусов. На заведенном 3.9%, температура 66 градусов. Подскажите, это нормальное положение.

  7. Александр

    Еще есть проблема с оборотами при холодном старте, утром, после ночной стоянки. Не зависимо от погоды. При старте обороты подскакивают до 2000 и сразу опускаются на прогревочные. Не встречалось такое в Вашей практике?

  8. Андрей автор

    Приветствую, Александр. Все нормально и в пределах нормы. И обороты тоже на многих прошивках так себя ведут при запуске

  9. Александр

    Здравствуйте. У меня на заглушенном двигателе положение дз 8.2%, температура 17 градусов. На заведенном 3.9%, температура 66 градусов. Подскажите, это нормальное положение.
    – Раньше такого не было, обороты не подскакивали до 2000. Первый раз мыл ДЗ при пробеге 60000 км, провел сброс адаптаций, угол ДЗ на заглушенном моторе 2.7%. Потом мыл ДЗ при пробеге где-то 140000 км, помыл сбросил адаптацию, но 2,7 % уже не получилось, было в районе 6%. Отключал провод РХХ, угол открытия на заглушенном и холодном двигателе становится чуть меньше, но не на много. Обороты не взлетают до 2000 при отключенном проводе РХХ.

  10. Андрей автор

    Александр, сделайте сброс адаптаций с отсоединенным тросом от дроссельного узла.

  11. Александр

    Делал. Все осталось без изменений.

  12. Андрей автор

    Создайте тему на форуме и приложите туда логи. Может там еще какие-то дополнительные проблемы проявятся

  13. Александр

    Здравствуйте. Вот ссылка на видео. Так заводится с отключенным РХХ.
    https://yadi.sk/i/PENg-1DlYHqEKQ
    Что такое логи? Скрин chevrolet explorer? Сейчас еще долгосрочная коррекция топлива +10% бывает 12%, это на холостом ходу и прогретом двигателе.

  14. Андрей автор

    Приветствую. Нормальный запуск с отключенным РХХ. Логи – это файл (отчет) диагностики chevrolet explorer.
    Вот тут показано, как его автоматически сохранять https://moylacetti.com/chevrolet-explorer/
    Затем его можно запаковать в ZIP архив и выложить на форуме. Так проще разобраться, что там с дросселем происходит

  15. Александр

    Здравствуйте.
    А Вы еще эксплуатируете этот Lacetti? Можете посмотреть по БК угол открытия ДЗ при включенном зажигании, до запуска холодного двигателя? Так сказать пред пусковое положение ДЗ.

  16. Андрей автор

    Приветствую, Александр. Это не фиксированное значение. Оно зависит от температуры охлаждающей жидкости. Чем ниже температура, тем больше процент открытия. Например, при 0 градусов положение примерно 10%. А при 90 градусов – 6%

  17. Александр

    Долго я боролся с маленьким % открытия, все резинки поменял вкруг – ничего не помогало, было стабильно 0,8 – 1,2%…
    Думаю ну где же еще сосёт-то???
    Прокладки впускного коллектора менял не сам, в сервисе и думаю поэтому и не знал о той причине, а спецы видимо не заморачивались, поменяли и все. Говорят да пофиг на положение, главное мотор работает ровно и машина едет. Ну да..)), только жрёт как конь , а так все хорошо ))
    Решил смотреть все сам, снял ДЗ, под трубкой ЕГР такая вот кака, думал масло – нет, пластмасса плавленная
    С другой стороны глянул внимательнее – дыра!!! Вот оно..
    Замесил холодную сварку, все промыл очистителем инжекторов, протер просушил, замазал сваркой. Дал подсохнуть, но так как на улке – 15, сохло не очень )). Феном погрел – схватилось. Все закрыл собрал, завел и счастью не было конца )))
    ЕГР заглушил и трубку убрал совсем

    avataravataravatar
  18. Евгений

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста, в чем может быть проблема. Положение ДЗ на холостом ходу 43 шага, а желаемое 0. И как добавить скриншот)))

  19. Андрей автор

    Приветствую, Евгений. Под формой комментария есть функция “Выбрать файлы”
    Что касаемо Положения ДЗ, то это означает полный обрыв цепи управления РХХ
    https://youtu.be/yNwLmHJauII

  20. Виталя

    Здравствуйте Андрей,
    Помогите разобраться.
    Лачетти 1.6
    После чистки ДЗ 1.5% и иногда кратковременно подпрыгивает до 2 .5
    на прогретом моторе.
    Адаптацию сделал.
    Трос отрегулировал.
    Это однозначно подсос воздуха. Или это не критично занижено напряжение и можно и так ездить?

    1. Андрей автор

      Приветствую, Виталий. Шаги РХХ сколько?

      1. Виталя

        Дело в том что незнаю как в карсканере проверить шаги ,
        Не нашел такую функцию. И в други подобных приложениях тоже не нашел.
        Или Шевроле експлорер возможно установить на смартфон?

        1. Андрей автор

          Нет, на этих приложениях шаги не получится посмотреть. Нужен ноутбук и ККЛ адаптер.
          Положение ДЗ занижено, но не до критичных значений (запас регулировки хх ещё есть).
          В любом случае, если в будущем получится посмотреть шаги РХХ, то если они меньше 15, тогда это скорее всего подсос. А если они больше 20 (при положении ДЗ 1.5%), тогда это скорее всего неправильная адаптация

          1. Виталя

            Спасибо большое за информацию.
            Так а попробовать сделать повторно адаптацию это нормально ,не чем это не грозит ?

            1. Андрей автор

              Ни чем не грозит, ничего страшного в этой процедуре нет

  21. Виталя

    Я так понимаю обучение дз после адаптации проходит не быстро и работа двигателя не стабильная будет в это время?

    1. Андрей автор

      Это зависит от состояния системы. И дело даже не в адаптации ДЗ (она обычно проходит быстро), а в состоянии в целом. Например, загрязнены форсунки и накопленные коррекции ушли в плюс. Мы сбросили адаптации и мотор теперь может работать нестабильно, пока ЭБУ не восстановит эти коррекции. Поэтому это будет дольше, чем на авто, где форсунки изначально в норме. Простыми словами, мы сбрасываем не только адаптации ДЗ, но все остальные коррекции. Чем система в лучшем состоянии, тем быстрее восстановится нормальная работа мотора. А на полностью исправной даже ничего не будет заметно

      1. Виталя

        Благодарю вас за помощь и полезную информацию .
        Да Благословит Бог вас и вашу семью !

        avatar